времена династии Тан, считающейся золотым веком китайской истории.
император Сюань-цзун (玄宗 684-762) выступал покровителем искусств.
содержал во дворце целых сорок тысяч наложниц.
ну так вот... :-)
10-й император династии тан. надо сказать - не самый последний человек в китайской истории. успел прогуляться с армией до Гиндукуша (т.о. ярко продемонстрировал контроль китая над средней азией). на самом деле покровительствовал искусствам, в том числе художникам, один из которых, Ли Чжаодао был сыном известного танского администратора и художника Ли Сысюня. эта семейная пара и является зачинателем сине-зеленого стиля (такая цветовая гамма, которая похожа на перламутр сине-зеленого перелива).
русский: Путешествие Минхуана в Шу
китайский: 明皇幸蜀图
английский: Ming Huang's Journey to Sh
сине-зеленая живопись по шелку. 56x81см
Национальный дворец-музей в Тайбэе.
автор: ошибочно приписывают Ли Чжаодао (李昭道 675-741)
хотелось бы обратить внимание на то, что:
1) император очень маленький, где-то в углу. тут надо напомнить, что буквально еще 200 лет назад, изображение императора на картине было либо одиноко, либо в присутствии ближайшего подчиненного, например генерала. и он по размеру был больше всех на картине.
2) на первый взгляд - это вообще про горы (картина относиться к стандартному разделу "горы-воды"). т.е. император - только "деталь" среди природы. природа включает в себя и горы, и воды, и лес и облака в горах. и тут ты понимаешь, что император, он конечно сын неба, но горы - они... горы! :-)
3) кроме императора тут еще куча народу. вообще небывалое: караван какой-то, верблюды!.. простолюдины на одном полотне с императором. и какие-то презренные вьючные животные. одно из двух: или это реально революционная работа, или яркая демонстрация выхода сына неба в народ.
т.е. мало того, что они разработали революционный стиль цвета, но еще и уменьшили "вес" императора в художественном произведении! картина, надо честно признать, хороша. наверно художник мин был изрядный мастер. :-)
так же интересны костюмы героев и животные. верблюды в горах китая - это активная торговля шелкового пути. а женская походная одежда довольно занимательна. не дам голову за то, что это именно танская традиция, потому что минский мастер мог... нафантазировать. :-)
Ли Чжаодао справедливо считают родоначальником такого стиля цвета, и у него сразу была толпа подражателей, а стиль до сих пор - один из столпов традиционной живописи китая, стиля "горы-воды".
но почему же император такой мелкий? :-)
во-первых, культурная политика династии тан была довольно.. гм.. либеральна. художникам прощали многое, и они отвечали тем, что создавали новые направления, экспериментировали с изображениями и цветом. династия тан справедливо считается золотым веком китайского искусства.
во-вторых, это была не прогулка и не путешествие, а бегство сына неба из столицы. арабы ее заняли. в 751 столицу взяли арабы, которые напали на китай, заняли столицу, и император был вынужден бежать! ...как это по новомодному?.. - фейспалм!. :-(
подождите минуту... как мог художник, который умер в 741-м, написать картину про 751-й год?
этот вопрос не упоминается в китайских источниках. :-)
и еще один вопрос: как мог император, прогулявшийся со своей армией через памир, отдать столицу арабам? гы... история очень занимательна. у императора была любимая наложница (между прочим, одна из четырех легендарных красавиц китая), которая не только расставила на ключевых государственных постах своих родственников, но и командовать императорской армией (аналог министра обороны) поставила своего фаворита. ..который оказался никаким полководцем.
в эту историю я углубляться не буду, потому как про Ян Гуйфэй написаны моря книг, снято несколько фильмов и даже сериал.
вот таким простым разглядыванием пейзажа, мы пришли к мысли, что во всем виновата женщина. :-)
источники
на английском.
на китайском: раз, два, три, четыре, пять.
про художника по-русски.
скан высокого разрешения: раз, два, три, четыре.
император Сюань-цзун (玄宗 684-762) выступал покровителем искусств.
содержал во дворце целых сорок тысяч наложниц.
ну так вот... :-)
10-й император династии тан. надо сказать - не самый последний человек в китайской истории. успел прогуляться с армией до Гиндукуша (т.о. ярко продемонстрировал контроль китая над средней азией). на самом деле покровительствовал искусствам, в том числе художникам, один из которых, Ли Чжаодао был сыном известного танского администратора и художника Ли Сысюня. эта семейная пара и является зачинателем сине-зеленого стиля (такая цветовая гамма, которая похожа на перламутр сине-зеленого перелива).
русский: Путешествие Минхуана в Шу
китайский: 明皇幸蜀图
английский: Ming Huang's Journey to Sh
сине-зеленая живопись по шелку. 56x81см
Национальный дворец-музей в Тайбэе.
автор: ошибочно приписывают Ли Чжаодао (李昭道 675-741)
хотелось бы обратить внимание на то, что:
1) император очень маленький, где-то в углу. тут надо напомнить, что буквально еще 200 лет назад, изображение императора на картине было либо одиноко, либо в присутствии ближайшего подчиненного, например генерала. и он по размеру был больше всех на картине.
2) на первый взгляд - это вообще про горы (картина относиться к стандартному разделу "горы-воды"). т.е. император - только "деталь" среди природы. природа включает в себя и горы, и воды, и лес и облака в горах. и тут ты понимаешь, что император, он конечно сын неба, но горы - они... горы! :-)
3) кроме императора тут еще куча народу. вообще небывалое: караван какой-то, верблюды!.. простолюдины на одном полотне с императором. и какие-то презренные вьючные животные. одно из двух: или это реально революционная работа, или яркая демонстрация выхода сына неба в народ.
т.е. мало того, что они разработали революционный стиль цвета, но еще и уменьшили "вес" императора в художественном произведении! картина, надо честно признать, хороша. наверно художник мин был изрядный мастер. :-)
так же интересны костюмы героев и животные. верблюды в горах китая - это активная торговля шелкового пути. а женская походная одежда довольно занимательна. не дам голову за то, что это именно танская традиция, потому что минский мастер мог... нафантазировать. :-)
Ли Чжаодао справедливо считают родоначальником такого стиля цвета, и у него сразу была толпа подражателей, а стиль до сих пор - один из столпов традиционной живописи китая, стиля "горы-воды".
но почему же император такой мелкий? :-)
во-первых, культурная политика династии тан была довольно.. гм.. либеральна. художникам прощали многое, и они отвечали тем, что создавали новые направления, экспериментировали с изображениями и цветом. династия тан справедливо считается золотым веком китайского искусства.
во-вторых, это была не прогулка и не путешествие, а бегство сына неба из столицы. арабы ее заняли. в 751 столицу взяли арабы, которые напали на китай, заняли столицу, и император был вынужден бежать! ...как это по новомодному?.. - фейспалм!. :-(
подождите минуту... как мог художник, который умер в 741-м, написать картину про 751-й год?
этот вопрос не упоминается в китайских источниках. :-)
и еще один вопрос: как мог император, прогулявшийся со своей армией через памир, отдать столицу арабам? гы... история очень занимательна. у императора была любимая наложница (между прочим, одна из четырех легендарных красавиц китая), которая не только расставила на ключевых государственных постах своих родственников, но и командовать императорской армией (аналог министра обороны) поставила своего фаворита. ..который оказался никаким полководцем.
в эту историю я углубляться не буду, потому как про Ян Гуйфэй написаны моря книг, снято несколько фильмов и даже сериал.
вот таким простым разглядыванием пейзажа, мы пришли к мысли, что во всем виновата женщина. :-)
источники
на английском.
на китайском: раз, два, три, четыре, пять.
про художника по-русски.
скан высокого разрешения: раз, два, три, четыре.