http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm
М.Е. Кравцова
Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.
Все перечисленные цвета вновь обязаны своим происхождением культурным и естественно-географическим реалиям Древнего Китая. Желтый цвет передает все те же лессовые почвы. Сине-зеленый цвет есть цвет пышной, весенней древесной листвы. Красный цвет, подобно его символике у многих народов мира, ассоциируется с солнцем и огнем. Кроме того, не исключено, что он был связан и с почвами-красноземами, характерными для природы южных регионов Китая. Белый цвет со всей очевидностью восходит к снежным вершинам гор, образующих Тибето-Цинхайское нагорье, а черный - к уходящему вдаль потоку Хуанхэ.
Одновременно каждый из перечисленных "цветов" является родовым для целой хроматического ряда. Следует сразу же предупредить, что и родовые цвета и цвета, входящие в их хроматические ряды, далеко не всегда совпадают с принятыми в европейском искусстве колористическими значениями, а потому переводы оригинальных терминов более чем условны.
Помимо их космологической символики, каждый родовой и вспомогательный, по отношению к нему, цвет имеет, как правило, несколько различных и, порою, взаимоисключающих значений, которые происходят от тех или иных древних верований и оформленных идеологических систем, включая буддизм. Забегая вперед, заметим, что индо-буддийская культура обладала собственной цветовой символикой, подробнее о которой, в ее приложении непосредственно к образам центральных персонажей буддийского божественного пантеона, будет говориться в ходе анализа их иконографии.
Желтый цвет, вслед за символикой Центра, стал обозначением имперской власти и национальной государственности, что приобрело нормативный характер в цинскую эпоху. Все, что окружало цинских монархов и все, чем они пользовались, вплоть до посуды и предметов личной гигиены, было желтого цвета во всех его оттенках. В то же время, в древнекитайских верованиях и анимистических представления и по причине его семантических связей с почвой и земной поверхностью установились прочные ассоциации желтого цвета со смертью и миром мертвых: сочетание "желтая земля" (хуан ту ) - принятое в китайском языке образный синоним могильного холма; "Желтый источник" (Хуанцюань ) - название подземного царства мертвых; "уйти к Желтому источнику" - поэтическая метафора кончины человека. В даосской традиции желтый цвет является символом обожествленного Лао-цзы (подробно см. далее). В пейзажной лирике и пейзажной живописи он, вопреки его даосской символике, соотносится с цветом осенней, то есть увядающей, растительности и, следовательно, выступает знаком осени как конца года и конца - старости - человеческой жизни. И, наконец, буддийский желтый цвет (цвет облачения монашествующих) восходит к древнеиндийским религиозно-этнографическим реалиям - к одеянию (кашья, "лоскутная ряса") странствующих аскетов (шраманов). Оно должно было быть сшитым из лоскутков выброшенной одежду, настолько ветхой, застиранной и выцветшей, что ее остатки приобретали однотонный грязно-желтый цвет.
В "желтом" хроматическом ряду особо выделяются, во-первых, три оттенка собственно желтого цвета: ярко-желтый (минхуан ), абрикосово-желтый (синхуан ) и золотисто-желтый (цзиньхуан ). Наиболее строго они дифференцировались вновь в цинскую эпоху, служа ранговыми цветами соотвественно императора, наследника престола и принцев крови. Еще одну колористическую серию образуют три оттенка красно-желтого цвета - сюнь , чэн и цюань , которые различаются по степени насыщенности в них желтой краски, но оказываются настолько одинаковыми для восприятия европейцев, что для их перевода не удается подобрать терминологических аналогов. Цвет-сюнь как раз и полагался цветом Земли и использовался для ритуальных одеяний при исполнении ей жертвоприношений.
Родовой красный цвет - хун - интерпретируется как "темно-красный" и отождествляется с цветом свежей (но густой и обильно текущей) крови. Стоящий за ним хроматический ряд включает в себя следующие основные цвета и оттенки: 1) красный-чи , который может прилагаться к алому, рыжему и бурому цветам и часто выступает смысловым заместителем хун : он входит, напри мер, в титул божества-повелителя Юга - Чи-ди. 2) багряный-чжу , киноварный-дань и два вишневых (по принятому их переводу) цвета - цзян , передающий темно-красный оттенок этого цвета, и цзоу , передающий красно-коричневый, бледно-вишневый и светло-лиловый цвет. 3) Пурпурный-цзы , который прилагается ко всей гамме пурпурно-лиловых тонов, включая собственно пурпурный, фиолетовый и лиловый цвета.
Для всех цветов красного хроматического ряда тоже прослеживается несколько различных цепочек ассоциаций. Во-первых, вслед за символикой Юга, они входят в государственную символику, служат общей цветовой характеристикой и ранговыми цветами знати, маркируют радостные события в жизни людей и ассоциируются с Мужским началом мира. Так пурпурный-цзы входит в образные названия атрибутов и дворцовых покоев императора, типа "пурпурные хоромы" (цзы цюэ ) - императорская резиденция, "пурпурный навес" (цзы ди) - балдахин над императорской колесницей. В пурпурный цвет и в багряный-чжу в различные эпохи окрашивались те или иные детали официального костюма аристократов и сановников (шелковые шнуры, обувь). Использование красного цвета в качестве государственного было наиболее характерным для минской эпохи, правящий дом которой, имея фамильного знак Чжу (Багряный), считал себя находящимся в магической связи с Югом и под покровительством стихии огня. В результате в дворцовых интерьерах предпочтение отдавалось мебели с красным лаковым покрытие, а дворцовые здания выдерживались в красно-золотой гамме: красные стены, крыши с золотистым черепичным покрытием. В свете сказанного, не может не обратить на себя внимание и цветовое решение государственной символики - флага и герба - КНР, выполненной в тех же самых цветах. Что касается красного цвета как маркера радостных событий, то лучшим примером этого выступает новогодняя обрядность и атрибутика.
Следующая цепочка ассоциаций - связь с культом плодородия, женственным и свадебной обрядностью. Само слово "свадьба" в китайском языке передается через сочетание "красное событие" (хун ши ). Одеяние китайских жениха и невесты и все свадебные атрибуты - исключительно красного цвета. Сочетания "красная башня" (хун лоу ) и "красное платье" (хун и ) - образные названия соответственно женских покоев и женского костюма. Причем, в приложении к женщине красный цвет передает и ее красоту: "красная женщина" (хун нюй ) - красавица, "красное лицо" (хун мянь ) - внешность красавицы. Попутно заметим, что подобное осмысление красного цвета - в его связи с солнцем, культом плодородия, женщиной и женской красотой - наблюдается у многих народов мира, в том числе, у славянских народов.
В мифологической и даосско-религиозной традиции цвета багряный-чжу,красный-чи и вишневый-цзян прилагаются к божественным персонажам, явлениям и предметам высшего мира. Например, "Багряная ласточка" (Чжуянь ) - волшебная птица, бывшая, возможно, тотемом чжоусцев, "багряный скакун" (чжу ци ) - конь, обладающий сверхъестественными свойствами, Красная река (Чишуй ) - одна из волшебных рек, текущих у подножия Куньлуня, "вишневые одеяния" (цзян и ) - облачение духов. Главное же место в даосско-религиозной образности занимает киноварный цвет, отождествляемый с киноварью-дань (сульфид ртути), бывшей одним из важнейших химических ингредиентов снадобий бессмертия. "Киноварь", как мы помним, входит в оригинальное терминологическое название обоих направлений даосской алхимии, а через киноварный цвет определяются многие даосские принадлежности: "киноварные письмена" (дань цзы ) - даосские трактаты, "киноварная пилюля" - пилюля бессмертия. В красных тонах - с акцентированием картин восхода и заката солнца - обычно выдержаны и поэтические описания окружающей действительности, даваемые в произведения на даосско-философские и даосско-религиозные темы.
В китайско-буддийской традиции особое значение придавалось пурпурному цвету, в который, начиная с танской эпохи окрашивались одеяния высших церковных иерархов.
Сине-зеленый цвет, судя по этимологии иероглифа цин, исходно передавал непосредственно зеленый цвет, точнее, цвет древесной листвы. Его последующая символика не включает в себя каких-либо принципиально новых, по сравнению с его общей космологический семантикой, значений. Зато "восточный" хроматический ряд оказывается наиболее сложным с колористической точки зрения, так как он охватывает собой всю гамму зеленых и синих цветов, а также, частично, серый и черный цвета (в последнем случае, с синим или зеленым отливом). Опорными цветами этого хроматического ряда являются: 1) зеленый-люй, прилагающийся, как правило, к растительности (листья, трава, иглы вечнозеленых деревьев), но могущий также употребляться и для обозначения черных волос. 2) Сине-голубые цвета: темно-синий (кубовый)-ши цин ; индиго-лань ; два голубых цвета - цан и цан (в разном написании), передающие темно-голубой, синий, лазоревый и зелено-голубой цвета; но второй из них прилагается исключительно к воде, тогда как первый - к растительности и, кроме того, к волосам или шерсти животных, передавая в этом случае сизый цвет; 3) Цвета бирюзовой гаммы: би - бирюзовый, изумрудный, передающий все цвета и оттенки, свойственные природной бирюзе; фэйцуй - специальный цвет, передающий оперенье зимородка (цуй , подробно см.Часть IV, Глава III) и цвет малахита.
Цвета собственно зеленой гаммы, помимо ассоциаций с растительностью, олицетворяют стихию воды и Женское космическое начало. Поэтому любые их любые сочетания с красным цветом имеют эротическую символику, что с наибольшей очевидностью прослеживается в литературно-поэтической образности, например, описания красных лучей солнца, скользящих по зеленой воде; красных бутонов (цветов) среди зеленой листвы. Цвета сине-голубой гаммы чаще всего выступают в качестве символов Неба и небесного простора, хотя могут прилагаться и к воде, как правило, морским волнам.
Белый цвет, вновь благодаря общему символическому значению Запада, является принятым траурным цветом, за исключением даосской образности. Осмысление в даосизме запада как сакральной части света придало белому цвету прямо-противоположные значения. В даосской образной системе он передает идею пустотности как определяющего свойства Дао, олицетворяет чистоту его постижения-наития и духовных исканий личности. Белый цвет тоже возглавляет достаточно пространный хроматический ряд, который наиболее четко выделялся и последовательно соблюдался в обрядовых практиках и в декоративно-прикладном искусстве, в первую очередь, в фарфоровом производстве (для глазурного покрытия). В нем признаются, в том числе: 1) лунно-белый цвет (юэ бай ) - для ритуальных одеяний, использовавшихся (в цинскую эпоху) при жертвоприношениях на Алтаре Земли. 2) Чисто-белый цвет (цин бай ), олицетворяющий внутреннее совершенство человека, а также природных реалий и предметов. 2) Несколько разновидностей белого цвета с оттенками: "цвет мяса свежей рыбы" (с розоватым оттенком), "цвет слоновьей кости" (с палевым оттенком), "цвет снега" (серебристо-белый), "цвет нефрита" (с чуть заметным зеленоватым или сероватым оттенком).
Черный цвет, в соответствии с символикой Севера, ассоциируется с ученостью и образованием, став в результате (хотя и в нескольких вариантах - сине-черный, темно-коричневый) принятым цветом костюмов ученого-книжника, наставника и учащихся. Даже для этого цвета признавался отдельный хроматический ряд, в котором особое место занимает цвет-сюань - черный с красноватым отливом, посредством которого как раз и передавались все те явления и сущности, которые определяются как сюань - "таинственное", "сокровенное".
Наличие геометрической, числовой и цветовой символики не является, разумеется, исключительной принадлежностью художественной культуры Китая. Однако только в ней такая символика приобрела столь значительную, на фоне искусства народов мира, знаковую функцию, безусловно приближаясь по данному показателю к собственно художественной образности.
М.Е. Кравцова
Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.
Все перечисленные цвета вновь обязаны своим происхождением культурным и естественно-географическим реалиям Древнего Китая. Желтый цвет передает все те же лессовые почвы. Сине-зеленый цвет есть цвет пышной, весенней древесной листвы. Красный цвет, подобно его символике у многих народов мира, ассоциируется с солнцем и огнем. Кроме того, не исключено, что он был связан и с почвами-красноземами, характерными для природы южных регионов Китая. Белый цвет со всей очевидностью восходит к снежным вершинам гор, образующих Тибето-Цинхайское нагорье, а черный - к уходящему вдаль потоку Хуанхэ.
Одновременно каждый из перечисленных "цветов" является родовым для целой хроматического ряда. Следует сразу же предупредить, что и родовые цвета и цвета, входящие в их хроматические ряды, далеко не всегда совпадают с принятыми в европейском искусстве колористическими значениями, а потому переводы оригинальных терминов более чем условны.
Помимо их космологической символики, каждый родовой и вспомогательный, по отношению к нему, цвет имеет, как правило, несколько различных и, порою, взаимоисключающих значений, которые происходят от тех или иных древних верований и оформленных идеологических систем, включая буддизм. Забегая вперед, заметим, что индо-буддийская культура обладала собственной цветовой символикой, подробнее о которой, в ее приложении непосредственно к образам центральных персонажей буддийского божественного пантеона, будет говориться в ходе анализа их иконографии.
Желтый цвет, вслед за символикой Центра, стал обозначением имперской власти и национальной государственности, что приобрело нормативный характер в цинскую эпоху. Все, что окружало цинских монархов и все, чем они пользовались, вплоть до посуды и предметов личной гигиены, было желтого цвета во всех его оттенках. В то же время, в древнекитайских верованиях и анимистических представления и по причине его семантических связей с почвой и земной поверхностью установились прочные ассоциации желтого цвета со смертью и миром мертвых: сочетание "желтая земля" (хуан ту ) - принятое в китайском языке образный синоним могильного холма; "Желтый источник" (Хуанцюань ) - название подземного царства мертвых; "уйти к Желтому источнику" - поэтическая метафора кончины человека. В даосской традиции желтый цвет является символом обожествленного Лао-цзы (подробно см. далее). В пейзажной лирике и пейзажной живописи он, вопреки его даосской символике, соотносится с цветом осенней, то есть увядающей, растительности и, следовательно, выступает знаком осени как конца года и конца - старости - человеческой жизни. И, наконец, буддийский желтый цвет (цвет облачения монашествующих) восходит к древнеиндийским религиозно-этнографическим реалиям - к одеянию (кашья, "лоскутная ряса") странствующих аскетов (шраманов). Оно должно было быть сшитым из лоскутков выброшенной одежду, настолько ветхой, застиранной и выцветшей, что ее остатки приобретали однотонный грязно-желтый цвет.
В "желтом" хроматическом ряду особо выделяются, во-первых, три оттенка собственно желтого цвета: ярко-желтый (минхуан ), абрикосово-желтый (синхуан ) и золотисто-желтый (цзиньхуан ). Наиболее строго они дифференцировались вновь в цинскую эпоху, служа ранговыми цветами соотвественно императора, наследника престола и принцев крови. Еще одну колористическую серию образуют три оттенка красно-желтого цвета - сюнь , чэн и цюань , которые различаются по степени насыщенности в них желтой краски, но оказываются настолько одинаковыми для восприятия европейцев, что для их перевода не удается подобрать терминологических аналогов. Цвет-сюнь как раз и полагался цветом Земли и использовался для ритуальных одеяний при исполнении ей жертвоприношений.
Родовой красный цвет - хун - интерпретируется как "темно-красный" и отождествляется с цветом свежей (но густой и обильно текущей) крови. Стоящий за ним хроматический ряд включает в себя следующие основные цвета и оттенки: 1) красный-чи , который может прилагаться к алому, рыжему и бурому цветам и часто выступает смысловым заместителем хун : он входит, напри мер, в титул божества-повелителя Юга - Чи-ди. 2) багряный-чжу , киноварный-дань и два вишневых (по принятому их переводу) цвета - цзян , передающий темно-красный оттенок этого цвета, и цзоу , передающий красно-коричневый, бледно-вишневый и светло-лиловый цвет. 3) Пурпурный-цзы , который прилагается ко всей гамме пурпурно-лиловых тонов, включая собственно пурпурный, фиолетовый и лиловый цвета.
Для всех цветов красного хроматического ряда тоже прослеживается несколько различных цепочек ассоциаций. Во-первых, вслед за символикой Юга, они входят в государственную символику, служат общей цветовой характеристикой и ранговыми цветами знати, маркируют радостные события в жизни людей и ассоциируются с Мужским началом мира. Так пурпурный-цзы входит в образные названия атрибутов и дворцовых покоев императора, типа "пурпурные хоромы" (цзы цюэ ) - императорская резиденция, "пурпурный навес" (цзы ди) - балдахин над императорской колесницей. В пурпурный цвет и в багряный-чжу в различные эпохи окрашивались те или иные детали официального костюма аристократов и сановников (шелковые шнуры, обувь). Использование красного цвета в качестве государственного было наиболее характерным для минской эпохи, правящий дом которой, имея фамильного знак Чжу (Багряный), считал себя находящимся в магической связи с Югом и под покровительством стихии огня. В результате в дворцовых интерьерах предпочтение отдавалось мебели с красным лаковым покрытие, а дворцовые здания выдерживались в красно-золотой гамме: красные стены, крыши с золотистым черепичным покрытием. В свете сказанного, не может не обратить на себя внимание и цветовое решение государственной символики - флага и герба - КНР, выполненной в тех же самых цветах. Что касается красного цвета как маркера радостных событий, то лучшим примером этого выступает новогодняя обрядность и атрибутика.
Следующая цепочка ассоциаций - связь с культом плодородия, женственным и свадебной обрядностью. Само слово "свадьба" в китайском языке передается через сочетание "красное событие" (хун ши ). Одеяние китайских жениха и невесты и все свадебные атрибуты - исключительно красного цвета. Сочетания "красная башня" (хун лоу ) и "красное платье" (хун и ) - образные названия соответственно женских покоев и женского костюма. Причем, в приложении к женщине красный цвет передает и ее красоту: "красная женщина" (хун нюй ) - красавица, "красное лицо" (хун мянь ) - внешность красавицы. Попутно заметим, что подобное осмысление красного цвета - в его связи с солнцем, культом плодородия, женщиной и женской красотой - наблюдается у многих народов мира, в том числе, у славянских народов.
В мифологической и даосско-религиозной традиции цвета багряный-чжу,красный-чи и вишневый-цзян прилагаются к божественным персонажам, явлениям и предметам высшего мира. Например, "Багряная ласточка" (Чжуянь ) - волшебная птица, бывшая, возможно, тотемом чжоусцев, "багряный скакун" (чжу ци ) - конь, обладающий сверхъестественными свойствами, Красная река (Чишуй ) - одна из волшебных рек, текущих у подножия Куньлуня, "вишневые одеяния" (цзян и ) - облачение духов. Главное же место в даосско-религиозной образности занимает киноварный цвет, отождествляемый с киноварью-дань (сульфид ртути), бывшей одним из важнейших химических ингредиентов снадобий бессмертия. "Киноварь", как мы помним, входит в оригинальное терминологическое название обоих направлений даосской алхимии, а через киноварный цвет определяются многие даосские принадлежности: "киноварные письмена" (дань цзы ) - даосские трактаты, "киноварная пилюля" - пилюля бессмертия. В красных тонах - с акцентированием картин восхода и заката солнца - обычно выдержаны и поэтические описания окружающей действительности, даваемые в произведения на даосско-философские и даосско-религиозные темы.
В китайско-буддийской традиции особое значение придавалось пурпурному цвету, в который, начиная с танской эпохи окрашивались одеяния высших церковных иерархов.
Сине-зеленый цвет, судя по этимологии иероглифа цин, исходно передавал непосредственно зеленый цвет, точнее, цвет древесной листвы. Его последующая символика не включает в себя каких-либо принципиально новых, по сравнению с его общей космологический семантикой, значений. Зато "восточный" хроматический ряд оказывается наиболее сложным с колористической точки зрения, так как он охватывает собой всю гамму зеленых и синих цветов, а также, частично, серый и черный цвета (в последнем случае, с синим или зеленым отливом). Опорными цветами этого хроматического ряда являются: 1) зеленый-люй, прилагающийся, как правило, к растительности (листья, трава, иглы вечнозеленых деревьев), но могущий также употребляться и для обозначения черных волос. 2) Сине-голубые цвета: темно-синий (кубовый)-ши цин ; индиго-лань ; два голубых цвета - цан и цан (в разном написании), передающие темно-голубой, синий, лазоревый и зелено-голубой цвета; но второй из них прилагается исключительно к воде, тогда как первый - к растительности и, кроме того, к волосам или шерсти животных, передавая в этом случае сизый цвет; 3) Цвета бирюзовой гаммы: би - бирюзовый, изумрудный, передающий все цвета и оттенки, свойственные природной бирюзе; фэйцуй - специальный цвет, передающий оперенье зимородка (цуй , подробно см.Часть IV, Глава III) и цвет малахита.
Цвета собственно зеленой гаммы, помимо ассоциаций с растительностью, олицетворяют стихию воды и Женское космическое начало. Поэтому любые их любые сочетания с красным цветом имеют эротическую символику, что с наибольшей очевидностью прослеживается в литературно-поэтической образности, например, описания красных лучей солнца, скользящих по зеленой воде; красных бутонов (цветов) среди зеленой листвы. Цвета сине-голубой гаммы чаще всего выступают в качестве символов Неба и небесного простора, хотя могут прилагаться и к воде, как правило, морским волнам.
Белый цвет, вновь благодаря общему символическому значению Запада, является принятым траурным цветом, за исключением даосской образности. Осмысление в даосизме запада как сакральной части света придало белому цвету прямо-противоположные значения. В даосской образной системе он передает идею пустотности как определяющего свойства Дао, олицетворяет чистоту его постижения-наития и духовных исканий личности. Белый цвет тоже возглавляет достаточно пространный хроматический ряд, который наиболее четко выделялся и последовательно соблюдался в обрядовых практиках и в декоративно-прикладном искусстве, в первую очередь, в фарфоровом производстве (для глазурного покрытия). В нем признаются, в том числе: 1) лунно-белый цвет (юэ бай ) - для ритуальных одеяний, использовавшихся (в цинскую эпоху) при жертвоприношениях на Алтаре Земли. 2) Чисто-белый цвет (цин бай ), олицетворяющий внутреннее совершенство человека, а также природных реалий и предметов. 2) Несколько разновидностей белого цвета с оттенками: "цвет мяса свежей рыбы" (с розоватым оттенком), "цвет слоновьей кости" (с палевым оттенком), "цвет снега" (серебристо-белый), "цвет нефрита" (с чуть заметным зеленоватым или сероватым оттенком).
Черный цвет, в соответствии с символикой Севера, ассоциируется с ученостью и образованием, став в результате (хотя и в нескольких вариантах - сине-черный, темно-коричневый) принятым цветом костюмов ученого-книжника, наставника и учащихся. Даже для этого цвета признавался отдельный хроматический ряд, в котором особое место занимает цвет-сюань - черный с красноватым отливом, посредством которого как раз и передавались все те явления и сущности, которые определяются как сюань - "таинственное", "сокровенное".
Наличие геометрической, числовой и цветовой символики не является, разумеется, исключительной принадлежностью художественной культуры Китая. Однако только в ней такая символика приобрела столь значительную, на фоне искусства народов мира, знаковую функцию, безусловно приближаясь по данному показателю к собственно художественной образности.