китай был ценным призом для любого монгольского хана. гений темуджина
хотя бы в том, что он сначала завоевал китай, потому что только он
обеспечивал прочную базу для развития. все остальные цели: средняя азия,
европа, сибирь - отставали от китая по развитию на века, и не могли
дать такой же основы для рывка.
проблема чингизитов - в наследовании. тот же китай сначала был добычей монголов, потом стал частью общемонгольского пространства, потом отвалился, потом опять присоединился, и потом освободился. и практически каждый этап - это был результат внутрисемейных разборок между чингизитами. среди потомков чингис хана были как те, кто понимал ценность китая, так и те, кто его использовал исключительно как место для выпить и отдохнуть. при первых китай развивался, при вторых вымирал. общая длительность правления чингизитов в китае - чуть больше 150 лет, и за это время сменилось чуть меньше, чем 20 правителей китая.
в базе этого периода - страх для аборигенов и перемешивание всего. все люди в поднебесной были поделены на "слои". верх - монголы и степняки, за ними - выходцы из средней азии и пришельцы (марко поло принадлежал этой группе), более низкая группа - северные китайцы, и самая нижняя группа - южные китайцы. последние не имели никаких шансов занять государственную должность (хотя были исключения), и использовались в качестве дармовой рабочей силы. северный китай был разорен раньше, и людей в нем осталось меньше чем в южном. южный китай сопротивлялся почти пол-века. и монголы всерьез обсуждали вопрос полного уничтожения жителей китая, и превращения территории страны в большое пастбище.
зато монголы дружелюбно принимали иностранцев и очень терпимо относились ко всем религиям. некоторые даже довольно активно поддерживали и освобождали от любых платежей монастыри. например тибет не только не пострадал, но имел сильное влияние на императоров монгольской династии.
император-хан хубилай - это примерно середина периода юань в китае. великий человек понял значение китая, и попытался отделиться от степи (частично ему это удалось). именно его описывал марко поло. хотя не надо забывать, что в данном случае, человек второго сверху социального слоя, описывает своего покровителя из верхушки социальной пирамиды. нельзя не признать развития китая именно при хубилае, но дорого, очень дорого...
результаты политики монголов в культуре китая:
1) очень большое перемешивание культур: степь, средняя азия, разные религии и даже сибирские традиции наложились на корневую культуру китая, перемешались с ней и дали какой-то фантастический выброс в сюжетах и видах творчества. практически все источники сходятся на том, что китайский театр, как мы знаем его сейчас - наследие периода юань.
2) традиционная китайская живопись пережила не только революцию пришлых сюжетов и стилей. северная школа была практически уничтожена, зато южная (школа южной сун) получила импульс развития искусства андерграунда. художники и просто образованные люди, в водовороте монгольского геноцида, пытались не только сохранить традиции художественной школы (и это тоже - как выражение протеста завоевателям), но и выработали свой собственный язык образов. именно тогда стал популярен бамбук, как символ несгибаемости и возрождения. в этот же период окончательно обьединяются изображение и каллиграфия в одном пространстве свитка.
3) удивительной чертой монгольских варваров было то, что они не уничтожали ничего, что считали непонятным
(в ту же копилку - религии). предметы искусства, которые подбирали монголы на завоеванных территориях, тупо складывали в кучу, но ничего не уничтожали. и когда пришел срок, именно они составили первые каталоги китайских свитков.
4) все ремесленники имели иммунитет против расправы, и не только получали работу, но и практически обеспечивались необходимым для жизни. то есть ремесло гарантировало как минимум жизнь. в результате бурным цветом расцвел фарфор. фарфор династии юань - это практически тот же прекрасный фарфор мин и цинь, но на века раньше.
то есть - да, я считаю, что есть большая разница между до-юаньским фарфором, и фарфором после захвата монголами китая, и почти нет разницы между фарфором периода юань и пост-юаньскими образцами.
в изобразительном искусстве традиционно упоминают "четыре великих мастера эпохи юань" (которых на самом деле 5, просто один критик периода мин выкинул одного гения, и вписал другого): Хуан Гунван (黃公望 1269-1354), Ни Цзань (倪瓒 1301-1374), Ван Мэн (王蒙 1308-1385).
Чжао Мэнфу (趙孟頫 1254-1322) был заменен на У Чжэнь (吴镇 1280-1354).
источники.
русский: раз, два, три, четыре, пять.
английский: раз, два, три, четыре.
проблема чингизитов - в наследовании. тот же китай сначала был добычей монголов, потом стал частью общемонгольского пространства, потом отвалился, потом опять присоединился, и потом освободился. и практически каждый этап - это был результат внутрисемейных разборок между чингизитами. среди потомков чингис хана были как те, кто понимал ценность китая, так и те, кто его использовал исключительно как место для выпить и отдохнуть. при первых китай развивался, при вторых вымирал. общая длительность правления чингизитов в китае - чуть больше 150 лет, и за это время сменилось чуть меньше, чем 20 правителей китая.
в базе этого периода - страх для аборигенов и перемешивание всего. все люди в поднебесной были поделены на "слои". верх - монголы и степняки, за ними - выходцы из средней азии и пришельцы (марко поло принадлежал этой группе), более низкая группа - северные китайцы, и самая нижняя группа - южные китайцы. последние не имели никаких шансов занять государственную должность (хотя были исключения), и использовались в качестве дармовой рабочей силы. северный китай был разорен раньше, и людей в нем осталось меньше чем в южном. южный китай сопротивлялся почти пол-века. и монголы всерьез обсуждали вопрос полного уничтожения жителей китая, и превращения территории страны в большое пастбище.
зато монголы дружелюбно принимали иностранцев и очень терпимо относились ко всем религиям. некоторые даже довольно активно поддерживали и освобождали от любых платежей монастыри. например тибет не только не пострадал, но имел сильное влияние на императоров монгольской династии.
император-хан хубилай - это примерно середина периода юань в китае. великий человек понял значение китая, и попытался отделиться от степи (частично ему это удалось). именно его описывал марко поло. хотя не надо забывать, что в данном случае, человек второго сверху социального слоя, описывает своего покровителя из верхушки социальной пирамиды. нельзя не признать развития китая именно при хубилае, но дорого, очень дорого...
результаты политики монголов в культуре китая:
1) очень большое перемешивание культур: степь, средняя азия, разные религии и даже сибирские традиции наложились на корневую культуру китая, перемешались с ней и дали какой-то фантастический выброс в сюжетах и видах творчества. практически все источники сходятся на том, что китайский театр, как мы знаем его сейчас - наследие периода юань.
2) традиционная китайская живопись пережила не только революцию пришлых сюжетов и стилей. северная школа была практически уничтожена, зато южная (школа южной сун) получила импульс развития искусства андерграунда. художники и просто образованные люди, в водовороте монгольского геноцида, пытались не только сохранить традиции художественной школы (и это тоже - как выражение протеста завоевателям), но и выработали свой собственный язык образов. именно тогда стал популярен бамбук, как символ несгибаемости и возрождения. в этот же период окончательно обьединяются изображение и каллиграфия в одном пространстве свитка.
3) удивительной чертой монгольских варваров было то, что они не уничтожали ничего, что считали непонятным
(в ту же копилку - религии). предметы искусства, которые подбирали монголы на завоеванных территориях, тупо складывали в кучу, но ничего не уничтожали. и когда пришел срок, именно они составили первые каталоги китайских свитков.
4) все ремесленники имели иммунитет против расправы, и не только получали работу, но и практически обеспечивались необходимым для жизни. то есть ремесло гарантировало как минимум жизнь. в результате бурным цветом расцвел фарфор. фарфор династии юань - это практически тот же прекрасный фарфор мин и цинь, но на века раньше.
то есть - да, я считаю, что есть большая разница между до-юаньским фарфором, и фарфором после захвата монголами китая, и почти нет разницы между фарфором периода юань и пост-юаньскими образцами.
в изобразительном искусстве традиционно упоминают "четыре великих мастера эпохи юань" (которых на самом деле 5, просто один критик периода мин выкинул одного гения, и вписал другого): Хуан Гунван (黃公望 1269-1354), Ни Цзань (倪瓒 1301-1374), Ван Мэн (王蒙 1308-1385).
Чжао Мэнфу (趙孟頫 1254-1322) был заменен на У Чжэнь (吴镇 1280-1354).
источники.
русский: раз, два, три, четыре, пять.
английский: раз, два, три, четыре.