К основному контенту

искусство периода династии юань

китай был ценным призом для любого монгольского хана. гений темуджина хотя бы в том, что он сначала завоевал китай, потому что только он обеспечивал прочную базу для развития. все остальные цели: средняя азия, европа, сибирь - отставали от китая по развитию на века, и не могли дать такой же основы для рывка.

проблема чингизитов - в наследовании. тот же китай сначала был добычей монголов, потом стал частью общемонгольского пространства, потом отвалился, потом опять присоединился, и потом освободился. и практически каждый этап - это был результат внутрисемейных разборок между чингизитами. среди потомков чингис хана были как те, кто понимал ценность китая, так и те, кто его использовал исключительно как место для выпить и отдохнуть. при первых китай развивался, при вторых вымирал. общая длительность правления чингизитов в китае - чуть больше 150 лет, и за это время сменилось чуть меньше, чем 20 правителей китая.

в базе этого периода - страх для аборигенов и перемешивание всего. все люди в поднебесной были поделены на "слои". верх - монголы и степняки, за ними - выходцы из средней азии и пришельцы (марко поло принадлежал этой группе), более низкая группа - северные китайцы, и самая нижняя группа - южные китайцы. последние не имели никаких шансов занять государственную должность (хотя были исключения), и использовались в качестве дармовой рабочей силы. северный китай был разорен раньше, и людей в нем осталось меньше чем в южном. южный китай сопротивлялся почти пол-века. и монголы всерьез обсуждали вопрос полного уничтожения жителей китая, и превращения территории страны в большое пастбище.

зато монголы дружелюбно принимали иностранцев и очень терпимо относились ко всем религиям. некоторые даже довольно активно поддерживали и освобождали от любых платежей монастыри. например тибет не только не пострадал, но имел сильное влияние на императоров монгольской династии.

император-хан хубилай - это примерно середина периода юань в китае. великий человек понял значение китая, и попытался отделиться от степи (частично ему это удалось). именно его описывал марко поло. хотя не надо забывать, что в данном случае, человек второго сверху социального слоя, описывает своего покровителя из верхушки социальной пирамиды. нельзя не признать развития китая именно при хубилае, но дорого, очень дорого...

результаты политики монголов в культуре китая:

1) очень большое перемешивание культур: степь, средняя азия, разные религии и даже сибирские традиции наложились на корневую культуру китая, перемешались с ней и дали какой-то фантастический выброс в сюжетах и видах творчества. практически все источники сходятся на том, что китайский театр, как мы знаем его сейчас - наследие периода юань.

2) традиционная китайская живопись пережила не только революцию пришлых сюжетов и стилей. северная школа была практически уничтожена, зато южная (школа южной сун) получила импульс развития искусства андерграунда. художники и просто образованные люди, в водовороте монгольского геноцида, пытались не только сохранить традиции художественной школы (и это тоже - как выражение протеста завоевателям), но и выработали свой собственный язык образов. именно тогда стал популярен бамбук, как символ несгибаемости и возрождения. в этот же период окончательно обьединяются изображение и каллиграфия в одном пространстве свитка.

3) удивительной чертой монгольских варваров было то, что они не уничтожали ничего, что считали непонятным
(в ту же копилку - религии). предметы искусства, которые подбирали монголы на завоеванных территориях, тупо складывали в кучу, но ничего не уничтожали. и когда пришел срок, именно они составили первые каталоги китайских свитков.

4) все ремесленники имели иммунитет против расправы, и не только получали работу, но и практически обеспечивались необходимым для жизни. то есть ремесло гарантировало как минимум жизнь. в результате бурным цветом расцвел фарфор. фарфор династии юань - это практически тот же прекрасный фарфор мин и цинь, но на века раньше.
то есть - да, я считаю, что есть большая разница между до-юаньским фарфором, и фарфором после захвата монголами китая, и почти нет разницы между фарфором периода юань и пост-юаньскими образцами.

в изобразительном искусстве традиционно упоминают "четыре великих мастера эпохи юань" (которых на самом деле 5, просто один критик периода мин выкинул одного гения, и вписал другого): Хуан Гунван (黃公望 1269-1354), Ни Цзань (倪瓒 1301-1374), Ван Мэн (王蒙 1308-1385).
Чжао Мэнфу (趙孟頫 1254-1322) был заменен на У Чжэнь (吴镇 1280-1354).

источники.
русский: раз, два, три, четыре, пять.
английский: раз, два, три, четыре.

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт...

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тож...

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.