русский: Осенние горы в сумерках
китайский: 關山行旅
английский: Traveling in Mountains
автор: Гуань Тун (關仝 ~907-960)
тушь по шелку. 144.4 x 56.8 см.
национальный императорский музей, Тайбей, Тайвань.
пример "южной школы живописи" периода "пяти династий", в стиле "горы-воды". одна из работ, которые становятся идеалом, которые копируют целиком или частями последователи.
начну с поэмы Ли Бо «Трудны дороги в Шу» (731 г., рубеж весны-лета).
кратко пересказывая, шу - это затерянная в горах деревенька, откуда автор родом. он сделал карьеру чиновника в столице, и по какой-то причине ему надо домой. поэт описывает свои физические трудности подьема на гору своей родины, и размышления-метания между маленькой деревней в горах, и столицей империи.
по указанному стихотворению, и по смыслу работы, надо как бы двигаться от нижней части свитка, где деревня и жизнь, по тропинке через мостик, вверх, к видимому лишь частично монастырю. но так не получается! взгляд просто зависает на громаде скалы, занимающей треть изображения. из раскола этой громадины вытекает ручей, который, вниз и вниз, проходит несколько поворотов и порогов, и в нижней части выходит из скалы. и только в этот момент замечаешь и деревню, и людей на тропинке, и мостик, который как бы сшивает-удерживает водный разрыв скалы. а потом, сильно позже, находишь и цель путешествия - монастырь.
на самом деле "гора и вода" царят над зрителем. незыблемость и вечность скалы, и изменчивость и непостоянство воды слиты в единый ансамбль. спокойные, плавные движения размывов туши в верхней части (скала), постепенно вниз переходят в нервные штрихи деревьев и фигуры людей. человеческая суета внизу, явно противопоставлена вечности. и в поисках покоя, маленький человек должен подняться по узкой дорожке, перейти через мостик и найти среди уступов вечности хотя бы монастырь, если он не способен постичь гору.
Гуань Тун, ученик Цзин Хао (荊浩). с учителем мы уже встречались.
оба, и учитель и ученик, известны как с основатели одного из корневых стилей китайской живописи "горы-воды", и яркие представители "южной школы живописи" периода "пяти династий". ни одна из работ их обоих не подписана, и свитки были приписаны авторам только более поздними критиками. Гуань Тун фактически направил монохромный стиль на следующие 1000 лет.
источники.
русская вики.
английский: музей.
китайский: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
китайский: 關山行旅
английский: Traveling in Mountains
автор: Гуань Тун (關仝 ~907-960)
тушь по шелку. 144.4 x 56.8 см.
национальный императорский музей, Тайбей, Тайвань.
пример "южной школы живописи" периода "пяти династий", в стиле "горы-воды". одна из работ, которые становятся идеалом, которые копируют целиком или частями последователи.
начну с поэмы Ли Бо «Трудны дороги в Шу» (731 г., рубеж весны-лета).
кратко пересказывая, шу - это затерянная в горах деревенька, откуда автор родом. он сделал карьеру чиновника в столице, и по какой-то причине ему надо домой. поэт описывает свои физические трудности подьема на гору своей родины, и размышления-метания между маленькой деревней в горах, и столицей империи.
по указанному стихотворению, и по смыслу работы, надо как бы двигаться от нижней части свитка, где деревня и жизнь, по тропинке через мостик, вверх, к видимому лишь частично монастырю. но так не получается! взгляд просто зависает на громаде скалы, занимающей треть изображения. из раскола этой громадины вытекает ручей, который, вниз и вниз, проходит несколько поворотов и порогов, и в нижней части выходит из скалы. и только в этот момент замечаешь и деревню, и людей на тропинке, и мостик, который как бы сшивает-удерживает водный разрыв скалы. а потом, сильно позже, находишь и цель путешествия - монастырь.
на самом деле "гора и вода" царят над зрителем. незыблемость и вечность скалы, и изменчивость и непостоянство воды слиты в единый ансамбль. спокойные, плавные движения размывов туши в верхней части (скала), постепенно вниз переходят в нервные штрихи деревьев и фигуры людей. человеческая суета внизу, явно противопоставлена вечности. и в поисках покоя, маленький человек должен подняться по узкой дорожке, перейти через мостик и найти среди уступов вечности хотя бы монастырь, если он не способен постичь гору.
Гуань Тун, ученик Цзин Хао (荊浩). с учителем мы уже встречались.
оба, и учитель и ученик, известны как с основатели одного из корневых стилей китайской живописи "горы-воды", и яркие представители "южной школы живописи" периода "пяти династий". ни одна из работ их обоих не подписана, и свитки были приписаны авторам только более поздними критиками. Гуань Тун фактически направил монохромный стиль на следующие 1000 лет.
источники.
русская вики.
английский: музей.
китайский: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.