К основному контенту

женщина с бамбуком

писать о китайской живописи и не написать о бамбуке - непорядок. проблема только в том, что бамбука очень много, разного, всякого, от всех. кого же выбрать? ну вот же ОНА!

русский: Бамбук и Камень
китайский: 竹石图
английский: Bamboo and Stone
автор: Гуань Даошэн (管道昇 1262-1319)
тушь по бумаге. 87.1 x 28.7 см.
National Palace Museum, Тайбэй, Тайвань.



вторая жена Чжао Мэнфу (趙孟頫 1254-1322), одного из столпов живописи периода юань. женился он после смерти первой жены, и второй в наследство достались 5 детей, к которым она потом добавила еще 5 своих. (как говорила одна моя знакомая ирландка - своя футбольная команда)
отдельно добавлю, что после смерти муж больше не женился, и написал грустное сочинение на смерть любимой жены.

сама она была тоже не из простого рода, но переняла от мужа достаточно, что бы про нее говорили, что она "имея дар от рождения, была лучше многих, хотя никогда не училась".

переходим к бамбуку. его писали и до юань, но монголы принесли свои порядки в поднебесную, и бамбук был выбран в качестве символа гибкой и всегда выпрямляющейся силы протеста. рассматривается как образец моральной силы. входит в тройку "трех друзей зимы" (бамбук+сосна+слива). всегда прямая линия бамбука символизирует мудреца, а пустота внутри - готовность впитать новые знания.

Гуань Даошэн выбрала бамбук своим личным символом. она не только много его писала, но и использовала изображение бамбука в качестве фирменного знака на своих работах. именно она ввела традицию обединения на одном свитке стихов и изображения бамбука. и несмотря на то, что канонический образ бамбука - более крупного плана (обычно изображают несколько колен стебля), а Гуань Даошэн писала бамбук обычно в окружении камней, все же именно ее считают идеалом и зачинателем изображения классического китайского бамбука.

стала известна благодаря одному из монгольских императоров (Жэнь-цзун 仁宗 1285-1320), которые неожиданно увидел прекрасное в работах жены известного художника и попросил доставить ко двору работы всей семьи. тут надо уточнить, что женщина была явно не простая, и имела достаточное количество знакомых-поклонников-покровителей среди женской половины влиятельного слоя китайской знати того времени. известны стихи и упоминаются свитки, которые были созданы именно для женщин-покровителей (и вот кто считает, что император сам увидел и прозрел глядя на ее работы?!.). после этого ее работы были во многих коллекциях, но к нашему времени практически не сохранились. большинство признает авторство единственного свитка - тайваньского.

в китае ее любят, очень. она символ много чего, и таланта, и любви, и материнской заботы. портреты ее - разные, но во всех видно обожание знаменитой писательницы бамбука.






и городская статуя в музее художницы, который занимает почти целый квартал не на родине, а там, где она провела большую часть жизни.




источники.
русский: раз, два.
английский: раз, два, три.
китайский: раз, два, три, четыре.

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт...

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тож...

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.