К основному контенту

22-09-1997

 Пришел, чтобы работать
По просьбе читателей публикуем интервью Президента Республики Марий Эл Вячеслава Кислицына газете "Марийская правда"
- Вячеслав Александрович! Прошло уже восемь месяцев, как вы стоите у руля республики. Сделано, конечно, немало. Об этом говорится и в письмах читателей. Многие выражают вам благодарность за "твердую руку", порядок, благоустройство, решение социальных проблем, строительство школ, но есть и недовольные. А вот как вы сами оцениваете свою деятельность на посту Президента?
- Если бы я за восемь месяцев ничего не сделал на этом посту и чувствовал бы, что намеченный курс не выполняется как мной, так и моей командой, я бы давно подал в отставку. Но я считаю, что всем видно сегодня - мы все это время не бездействовали. Видно по делам, которые нам удалось совершить.
Например, заметно вперед продвинулось сельское хозяйство, улучшилась социальная сфера, много внимания уделяем благоустройству городов и сел, а сколько школьных новостроек удалось завершить к началу нынешнего учебного года, а еще организовать питание и летний отдых школьников. Мы работали не жалея сил.
- Как формируется бюджет республики? Какие новые подходы используются при этом? Опять надежда на Москву? Или все-таки идет ломка психологии иждивенчества, и скоро все в республике начнут работать и зарабатывать. Какова роль Правительства в этом?
- Я никогда не надеялся на дядю и рассчитывал только на собственные силы и думаю, что наша республика будет скоро существовать за счет собственных средств. Что касается надежд на Москву, да, сегодня мы еще не можем обходиться без нее, но со временем, думаю, мы научимся жить самостоятельно. Надеюсь и верю в свой народ.
Что касается бюджета, то считаю целесообразным формировать его по медведевскому образцу, делалось в бытность мою там главой администрации района, а именно: формировать дополнительные финансовые ресурсы и держать под контролем Правительства деятельность банков. Мы в администрации тогда очень продуктивно работали с филиалом банка "Сото", который возглавлял нынешний заместитель главы Правительства республики Михаил Алексеевич Калинов. Но очень трудно переломить психологию  наших чиновников, которые никак не хотят понять, что формировать бюджет необходимо снизу, а не заниматься только распределительными функциями и планировать то, что валится на них сверху. Если наш минфин не изменит свою финансовую политику и будет продолжать жить по-старому, не останется ничего другого, как его расформировать, и в это ведомство будут  набраны люди, умеющие современно мыслить и ориентироваться в новой политике.
Эти слова в полной мере относятся и к налоговым органам, которые больше озабочены личными, нежели государственными проблемами. Они касаются, в первую очередь, первых лиц названных ведомств. Если те думают, что щитом для них может послужить то, что они считаются федеральными ведомствами, пример с Центробанком, когда по нашему настоянию, несмотря на сопротивление, произошла смена руководителя, должен у них эту иллюзию развеять.
- Почему вы предложили перенести сроки сессии? В распоряжении Председателя Госсобрания на вас есть ссылка, но причины не совсем ясны?
- 23 сентября начинается сессия в верхней палате Федерального Собрания. Возможно, там будут высказаны какие-то новые предложения. Это, во-первых. А во-вторых, у меня совместно с другими региональными руководителями предстоит важная командировка, в ходе которой мы должны обсудить и решить ряд политических и экономических вопросов.
- Каким образом Правительство республики намерено влиять на деятельность естественных монополистов (предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и т.д.) в интересах Республики Марий Эл?
- При моем правлении монополистов нет и не будет. Есть Президент и Правительство, есть народ.
- Но естественные монополисты официально зарегистрированы в Антимонопольном комитете, он, кстати, помогает вам в работе?
- Я бы не сказал, что сильно помогает, но он действует в соответствии с существующим законодательством, поэтому винить его особенно нельзя. Но я так считаю, что, если монополист станет работать на республику, он оправдает свое назначение и будет неважно, кем он в реестрах значится.
- Как вы относитесь к вероятности перехода отдельных наших промышленных предприятий под контроль иностранных фирм? Говорят, что витаминный завод купили американцы. Если так - что это дает Марий Эл? Или опять все растащат?
- Отрицательно отношусь к этому и думаю, мы не дадим растащить республику. Сейчас на витаминном заводе мои советники вплотную занимаются вопросом продажи акций предприятия американской фирме. Но посмотрите, кто это дело затеял. Генеральный директор акционерного общества "Марбиофарм" Болотнов. И у него, по-моему, одна только цель - получить еще и от этой сделки кучу денег в собственный карман. Сейчас предпринимаются попытки скупить контрольный пакет акций, Правительство активно этому противодействует, привлекли прокуратуру. Достояние республики мы никому не позволим разбазарить.
- Вячеслав Александрович, почему как вы считаете, к вам, Президенту, высшему должностному лицу республики, идут сегодня работники промышленных предприятий просить зарплату, хотя не они, а вы должны требовать с предприятий выплаты налогов в бюджет и различные фонды. Не дело Президента налаживать производство, это дело руководителей предприятий. Не так ли?
- Я с вами вполне согласен. Только наши директора сегодня ничего не хотят делать во благо республики. У каждого есть своя фирма, а порой даже не одна, легальная, полулегальная, оформленная на подставных, - главный источник их личных доходов, а предприятия девяносто процентам директоров просто не нужны. Я заявляю это официально. Возьмите ММЗ, ЗПП и многие другие.
Куда ни загляни - везде обнаружишь, что директора являются учредителями нескольких фирм, им некогда думать о собственных коллективах и налаживании производства. Мы с этим боремся, но когда наша борьба кончится, неизвестно. Я не против того, чтобы они выступали в роли учредителей других фирм, но основное производство при этом страдать не должно.
Тем не менее мы понемногу продвигаемся вперед. По статистическим данным, например, на две тысячи у нас увеличилось число рабочих мест, но темпы, безусловно, хотелось бы ускорить.
- Сохранится ли, по вашему мнению, принцип строительства кооперативного жилья при 70-процентной компенсации затрат из федерального и местного бюджетов?
- На этот вопрос сейчас трудно ответить, надо бюджет сформировать. Но я думаю, что, если мы будем формировать бюджет в расчете на увеличение производства как промышленного, так и сельскохозяйственного, мы можем создать под эти цели свой жилищный фонд. Единственно, я считаю, что к этому вопросу надо подходить строго индивидуально. И компенсировать затраты только тем людям, кто в этом действительно нуждается.
Сейчас бюджет будет формироваться на новой основе, не только у нас, но и в России, и я думаю, что эту форму в основе своей с какими-то видоизменениями мы постараемся сохранить. Иначе куда денем пенсионеров, малообеспеченную категорию людей? Ведь беда нашей страны сегодня не в том, что цены высоки, а в том, что предприятия перестали работать, производить продукцию, мясо, молоко и прочее.
И второе - зарплата мала. Цены-то в переводе на старые, может, даже ниже стали, но зарплата у людей невысока.
- В редакцию поступают звонки от инвалидов войны, которые имеют право на бесплатное обеспечение их транспортными средствами. Газета "Марийская правда" эту тему не оставляет без внимания. Учитывая то, что фронтовиков, которым эта льгота положена, остается совсем немного, хотелось бы знать, будут ли все они ею обеспечены?
- Я, допустим, сегодня выступаю только за то, чтобы всех нуждающихся фронтовиков машинами обеспечить, и, кстати, принимало для этого необходимые меры. Беда в другом: некоторые наши фронтовики добиваются автомобилей не для себя, а для своих ближайших родственников, в какой-то степени злоупотребляя льготами. Но кому машины действительно нужны - выделим.
- Как выполняются предвыборные обещания по возврату денег вкладчикам разорившихся банков и разных финансовых компаний?
- Слово я держу. Принимаю все меры по возврату денег. Но посмотрите, что творится. Создаются различные союзы вкладчиков, общественные комиссии, которые тотчас начинают вести публичную междоусобную войну между собой и затягивают работу ликвидационных комиссий, а это обходится тем же вкладчикам в копеечку. Судите сами: за три месяца только на зарплату 21 члену ликвидационной комиссии банка "Аяр" ушло более 180 млн. рублей. К тому же сколько этих союзов распалось? А что же наши правоохранительные органы, и в первую очередь прокуратура? Они от всего этого вроде как самоустранились.
Почему набившие свои карманы президенты коммерческих банков Ефимов, Окупов сегодня свободно разгуливают на свободе, кто их за что-нибудь спросил? Эти господа жили с шиком, разорили сотни людей и продолжают спокойно жить дальше. Если наши стражи порядка не предпримут к бывшим банкирам каких-либо мер, мне придется принимать меры в отношении самих стражей. Это не устрашение. Меня многие сейчас в этом упрекают, но моя цель вовсе не наказание тех, кто бездействует, а побудить их к действию, преодолеть инерцию и заставить работать как надо.
- Как говорится, на то и щука в озере, чтобы карась не дремал?
- Наверное. Но бездеятельность наших руководителей меня просто удручает. Возьмите Йошкар-Олу. Здесь же десять лет ничего не делалось при равнодушном попустительстве администрации, которая все, что могла, распродала или раздала направо-налево. Около киосков грязь, благоустройство не велось, налоги не платились. Это сейчас, когда зашевелились, положение стало меняться. Но для этого мне самому с раннего утра приходится объезжать город, чтобы затем ставить задачу перед администрацией и требовать ее выполнения. Разве это моя забота?
- В системе президентской власти готовятся кадры будущих чиновников-управленцев с высокими гарантиями их трудоустройства у бюджетных кормушек. Целесообразны ли расходы средств налогоплательщиков на такие кадры, тем более что в вузах республики с успехом можно готовить специалистов такого профиля, да еще при соблюдении принципов социальной справедливости?
- Я сам раздумываю над этими вопросами, но институт создавался не при мне, и я, прямо скажу, просто не рискнул его закрывать. К тому же основная масса его студентов здесь просто переквалифицируется и уже имеет рабочие места.
Вопрос еще в другом. Принимали в него своих да наших. С нынешнего года мы постарались ситуацию изменить. Отбор студентов велся не кумовским методом, принимали достойных, тех, кто выдержал конкурс. Но в целом с постановкой этих вопросов я согласен. Как сложится дальше, посмотрим, подумаем, решим.
- Еще совсем недавно в Марий Эл посещать официальные делегации из регионов России и зарубежья. Новая стратегия нового Правительства?
- А что давали республике эти высокие гости, кроме представительства на многочисленных презентациях и вывоза из Марий Эл всего, что плохо лежало? И что эти гости нам, в свою очередь привезли?
Я не афиширую всех, кто к нам приезжает, потому что знаю, народ с нас спросит: с какой целью та или иная делегация была здесь? Я могу только твердо сказать: от тех, кто республику при мне посетил, уже есть отдача. Для меня важен конечный результат. А то инвесторов было не счесть, а отдача от них равнялась нулю. На каждый завезенный рубль увозили три. Я считаю, что такие, с позволения сказать, гости республике не нужны.
- Читатели, обрадованные начатой вами борьбой с коррупцией, сейчас спрашивают: не охладел ли Президент или опять, как и прежде, дальше слов и угроз дело не пошло? Кроме того, в каком-то из ваших выступлений промелькнуло, что управление по экономической безопасности выполнило свои функции, а по сему расформировано.
- Это управление создавалось временно, как и управление по спецпоручениям, в результате деятельности которых республика получила десятки миллиардов рублей.
Управление по экономической безопасности действительно расформировано, поскольку сделало свое дело. Оно было наделено исполнительно-распорядительными функциями. Вновь созданная сейчас служба советников Президента выполняет уже контрольно-распорядительные функции в соответствии со своим новым статусом. ее деятельность направлена на координацию работы отраслей и ведомств, на то, чтобы заставить работать собственные предприятия, ликеро-водочный  завод, скажем, или кондитерскую фабрику. Ведь какая получается картина: кондитерские изделия в ассортименте товаров питания составляют 30 процентов, а наша кондитерская фабрика не работает.
А что касается борьбы с коррупцией, то вести ее должен не Президент, а правоохранительные органы, которые никак не могут проснуться от долгой спячки. Например, нашли мы 39 тонн спирта. Нашли, куда они ушли, кто получил за них деньги, арестовали виновного. А что делает наш суд? Выпускает его под залог. И так во всем.
- Как вы сами  определяете свой стиль руководства? Как планируете рабочий день? Стоит ли везде лично присутствовать? Как вообще вы строите кадровую политику? При виде некоторых аппаратчиков на совещаниях и трансляции их "накачки" по телевидению чувствуется, что они словно отбывают наказание или "висят на крючке" под страхом увольнения. Едва ли от такой работы есть отдача?
- Во-первых, я никого не держу, если им со мной страшно. Если они хотят уходить, пусть уходят. А если они считают себя профессионалами, без работы остаться не должны. На "крючке" некоторые действительно висят, и я их не собираюсь отпускать до тех пор, пока они этот "крючок" не отработают.
Что касается стиля собственного руководства, то я им недоволен, потому что пока мне приходится в основном погонять, нашим аппаратчикам и руководителям нужна сегодня  оглобля с кнутом. Почему меня не погоняет Ельцин, потому что я сам себе работу ищу, а большинство моих подчиненных ее не ищут, им приходится на нее указывать. У людей отсутствует инициатива. Разве это дело? Повторю еще раз, я своим авторитарным, как его называют, стилем недоволен, но пока мы не заменим некоторых бездеятельных господ настоящими работниками, придется его сохранить.
Почему мне приходится чуть свет мчаться туда, где что-то не ладится: урожай не убирается, производство остановилось, город не благоустраивается? Мне, а не министрам или главам администраций? Только потому, что они привыкли долго "спать". Так и напишите! Одно твердят, что четырежды избраны. Вот в четырежды больше и отвечай, и делай.
- Поддерживаете ли вы хоть какие-то отношения со своим предшественником В.М.Зотиным?
- Последний раз я его видел четыре месяца назад. Предложил на определенных условиях помогать новому Правительству. Ответа до сих пор не получил. Вольному - воля. У меня других забот полно.
- Недавно по московскому телевидению передавали о каких-то "инициативах" депутата Госдумы Маркелова. Ваш комментарий?
- Я Маркелова хочу вообще забыть и не думаю, что народ республики, который привык доверяться реальным делам, о нем помнит. Никакой отдачи, а тем более влияния на республику у этого депутата нет. Ни одно из его предвыборных обещаний о трансфертах не выполнено. Ни он, ни другие депутаты Госдумы в Марий Эл ни копейки не завезли. С Правительством России о выделении средств, отсрочке договариваются только наше Правительство и руководители министерств и ведомств. Ну а наши госдумовцы пока умеют лишь красиво говорить о своей озабоченности проблемами республики.
- Чтобы крепко стоять, как ни странно, нужна здоровая оппозиция. Тогда не будет культа личности. Чего вы, как Президент, боитесь больше всего!
- Я не боюсь ничего: ни оппозиции, ни работы, ни остаться без президентского кресла, ни культа личности.
- Читателей интересует ваша личная жизнь. Что делаете в свободное время? Расскажите о своей семье. Чем занимаются жена, дочь, помогают ли они вам в политтике?
- Свободного времени у меня вообще нет. Моя жена, в отличие от других жен наших политиков, в мои дела абсолютно не вмешивается, кроме тех случаев, когда узнает, что кому-то плохо живется, или где-то люди не получают зарплату, или кто-то страдает без квартиры. Это она мне скажет. То же самое дочь. Но чтобы вмешаться в политику, кадровые вопросы - никогда. Жена Галина Константиновна у меня врач-стоматолог, дочь Елена - старший лейтенант милиции. Она сначала закончила пединститут, работала педагогом. Потом поступила на юрфак и, находясь в декретном отпуске, за два года его кончила.
- Ваши избиратели интересуются: правда ли, что господин Тетерин вместо погашения задолженности по налогам рассчитался с бюджетом своим особняком на Малой Кокшаге, якобы этот дворец теперь лично ваш, а шикарный особняк "Мариэнерго" в Йошкар-Оле на улице Карла Маркса передан под президентскую резиденцию?
- Тетерин своим особняком ни с кем не рассчитывался, я впервые от вас это слышу. Второе. Азяковский дом свой я обменял на дом по улице Набережной Йошкар-Олы, чтобы избежать кривотолков, вот показываю вам договор мены. Сейчас в доме делают кое-какую реконструкцию по моему вкусу.
А президентскую резиденцию мы действительно делаем на улице Карла Маркса. Но не для того, чтобы лично мне шикарно жить. Завтра я уйду - придет другой Президент и будет в ней работать. А в это здание после нашего переезда мы переведем некоторые министерства и ведомства, которые ютятся сегодня в халупах.
Дома старого архитектурного стиля, в которых они располагались, будем реставрировать, а где необходимо - реконструировать. Для этих целей создается специальное управление. Его задача - придать новый облик нашей столице.
Здание под резиденцию "экспроприировали" у ТЭЦ-1, потому что считаем, что существующего здания управления им достаточно. А то у нас привыкли под управления строить дворцы. Посмотрите, как размахнулось "Мариэнерго". Недавно, кстати, мне пришла депеша из Москвы, в которой говорится: "Товарищ Кислицын! Вы и ваше Правительство ведете популистскую политику в том плане, что все в России уже повысили расценки на газ, топливо, энергетику, а вы не повышаете". Так вот я нашим энергодержателям ответил, что когда сдадите все дома, дачи, которые вы присвоили, и все остальное, так я за счет этого уменьшу нашим людям налоги, а остальное возьмете себе в Россию. Вот и все. И пусть попробует кто-то что-то отключить!
И никаким популизмом наше Правительство не озабочено. Мы просто хотим работать, чтобы людям получше жилось. К слову скажу, что ни копейки из средств бюджетников, Пенсионного фонда, детских мы не потратили. Просто те средства, которые уходили зачетом куда-то в Россию, я заставил работать на бюджет республики и ее столицы.
- И еще подобный вопрос. Группа автолюбителей (так они представились) позвонила в редакцию и сообщила следующее: "Мы были свидетелями регистрации шикарной "Волги" - с кожаным салоном, холодильником, видеомагнитофоном, кондиционером и т.д. И нам сказали, что эту машину одна из могущественных местных  фирм подарила Президенту". Правда ли?
- Машина не такая уж шикарная, одна из тех, что по распоряжению Немцова передавались высшим российским должностным лицам. Все перечисленное в ней действительно есть, но техника нашего российского образца с вытекающими отсюда последствиями.
- Позвонившие назвали и фирму - небезызвестный "ЛУКойл".
- А я это и не держу в секрете. Только вот подарком "Волгу" назвать нельзя. В свое время "ЛУКойл", после моего ухода из Медведевской администрации, забрал Краснооктябрьскую базу минеральных удобрений и не платил за аренду ни копейки.
После избрания Президентом республики я спросил: как дела с базой, как у самого "ЛУКойла" дела? Они начали говорить, что платить им за аренду нечем, денег нет. Вот я им и сказал: ребята, рассчитывайтесь тогда машиной. Какая мне разница, какой машиной. Это модификация идет губернаторам, президентам. А почему первое лицо нашей республики не может ездить в такой машине? Что мне, в "Запорожце" передвигаться что ли, если я за день, бывает, сотни километров накручиваю?
Только я подозреваю, что задали вам этот вопрос не автолюбители, а провокаторы, которых в республике хватает. Но они почему-то не удосужились спросить, сколько машин мы передали, скажем, школам.
- Кстати, о школах. Некоторые поговаривают, что форсированное открытие шести новых школ в республике 1 сентября произошло за счет средств бюджетников, которых, мол, Правительство оставило без зарплаты!
- Чепуха. Ни одной копейки на то, чтобы строить или реконструировать школы, у бюджетников мы не брали. Я отвечаю за свои слова. Просто Правительство все взаимозачеты по бюджету взяло на себя. Если раньше разница от дисконта, составляющая примерно 30 - 40 процентов от сумм зачетов, уходила в карманы отдельных руководителей, то теперь остается в распоряжении Правительства. Этими деньгами мы и оперируем.
- Вы смотрели список кандидатов на депутатское место в Госсобрании. Некоторые фамилии в нем, Баранюка, например, мягко говоря, вызывают сомнение.
- Не только Баранюка. Там много ему подобных. Я бы попросил избирателей обратить внимание на кандидатуру ученого из Маргосуниверситета Ивана Ивановича Попова. Во-первых, ученых у нас в Госсобрании мало, а во-вторых, он уже сейчас активно помогает Правительству в решении многих социально значимых вопросов,  например, участвует в разработке проекта по строительству троллейбусной линии в Звездный. Я вообще посоветовал бы избирателям посерьезнее отнестись к выбору и внимательно посмотреть, кто в Госсобрание рвется и зачем ему мандат нужен. Прямо скажу, некоторые рвутся в парламент просто для того, чтобы не попасть на скамью подсудимых или развивать без опасений свой темный бизнес.
- Все знают, что рабочий день вы начинаете с чтения "Марийской правды". Для нашего коллектива это, конечно, приятно, но, с другой стороны, - газета точно связка гранат: куда бабахнет? Тем более, что "доброжелателей" у прессы полно и они вас часто "заводят", специально подливают масла в огонь.
К чтению прессы вы приучили и всех руководителей республики. Наконец-то! А какие меры они принимают в ответ на критику? И как вы прокомментируете известную фразу Вольтера: "Я не согласен ни с одним словом, которые вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить"?
- Провокаторов хватает. Вот вы, газетчики, неужели не поняли, кто такой Марк Борисович Арон, например? У меня никогда не было к нему доверия, даже в рамках проводимой предвыборной кампании, пусть он этим не козыряет. Сейчас от выполнения всех поручений я его освободил. Прошел в "Известиях Марий Эл" материал по заправкам, тот же Арон начал меня стращать, пугать московскими структурами, только чем сложнее ситуация, тем я спокойнее. С заправками сейчас разобрались. Кто их владельцы? Сынки и дочки начальников, на всех грубейшие нарушения правил техники безопасности, чего же мне ждать? Чтобы начали взрываться от бензозаправок дома?
Хочу сказать и о службе представителя Президента России в республике Анатолия Геннадьевича Попова. Эта служба должна бы быть моим первым помощником, а чем занимается в действительности, какие у нее функции, кроме фискальных? Анатолий Геннадьевич стал сегодня защитником всех, кто не хочет работать на благосостояние республики. И если он будет продолжать вести такую политику, я спрошу у жителей республики: нужен ли нам такой представитель российского Президента, который получает оклад в два раза больше моего, президентского?
Что касается критических выступлений, они должны быть объективными, не искажать смысла сказанных кем-то слов, и, конечно, руководители должны отвечать на критику исправлением недостатков и принятием соответствующих мер.

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тоже ра

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.