К основному контенту

гюльчатай-писатель

ярчайший представитель традиционной китайской живописи - свиток Гу Кайчжи (顧愷之 344—406), который в рунете называется "Наставления старшей придворной дамы", хранится в британском музее, где называется "Court Ladies Scroll", в английской wiki он назван "Admonitions of the Court Instructress", и имеет исходное название 女史箴图, что ближе всего переводится, как "заботливые наставления старшей жены".
("господин назначил меня любимой женой!" (с) белое солнце пустыни.)



(вики) Свиток имеет размеры 24,8х348,2 см, и хранится в Британском музее (Лондон), куда он попал в 1903 году. До этого свиток хранился в Китае; самая ранняя печать на нём относится к VIII веку.

странно, что картина не вошла в топ-10 китайской живописи, хотя автор есть в том списке с другой работой.



сюжет


это иллюстрация на одноименную литературную работу (тут ассоциации с "записками гейши") Чжан Хуа (232—300нэ) , где в форме наставления перечислены около 40 советов хорошей жене добропорядочного мужчины.

шаг в сторону, для тех, кто не при делах. небольшой вводный курс в китайскую культурную традицию. история идет от конфуция, который сказал, что "каждый сверчек - знай свой шесток", сапожник должен точать сапоги, а пирожник печь пироги. все мужчины должны быть добропорядочны. конфуций расписал свои взгляды на все, включая детали жизни и одежду добропорядочного мужчины. женщин он вообще за людей не считал, так что их он не регламентировал.
собственно женщина в древнем китае отличалась от лошади только тем, что она говорить умеет и с ней спать можно. зато подобно лошадям, чем их больше - тем выше социальный статус владельца. у императора их было столько, что многих он за жизнь (свою или женщины) ни разу в глаза не видел.
и вот некий добропорядочный муж решил, что женщины тоже нуждаются в наставлениях, и зафигачил свод правил, что должна делать женщина, которая находится рядом с добропорядочным мужем. (что должна делать женщина в обратной ситуации, описали индусы в камасудре, хотя в китае так же есть свой подобный труд).

части

итак. на свитке 9 сюжетов, хотя все говорят, что их должно быть 12. начнем с трех потерянных. оригинальные надписи я не нашел, упоминается только сюжет утерянных частей:
0-1) мужчина и женщина. женщина должна быть покорна и смиренна с мужчиной.
0-2) жена императора удерживала своего мужа от излишней любви к охоте тем, что 3 года отказывалась есть мясо.
0-3) жена императора очень любила музыку, но она не пыталась изменить мужа, который любил примитивные мелодии.

собственно глядя на свиток, вполне можно себе представить первый и третий части, но не второй. как можно изобразить 3-х годичный отказ от дичи?
посмотрим на то, что оставлено потомкам. свиток читается нормально в любую сторону, то как-бы принято трактовать его справа-налево.

001

1) император юань развлекался. и как-то так получилось, что разьяренный медведо сорвался с цепи. наложница императора решительно встала между зверем и императором. странно, но медведь был убит императорской стражей. больше всего меня смущает фигура героини слева. пафоса и героизма фигуры вполне достаточно в центре. зачем было ее повторять?
короче, медведя на скаку в горящей избе она остановила, с чем мы ее и поздравляем. что странно, я не нашел перевода оригинальной надписи на сюжет. будем считать, что там некий аналог "есть женшины в русских селеньях...".

002

2) (цитата) добропорядочная наложница императора, была до такой степени приличной дамой, что отказалась сесть с императором в один паланкин, чтобы не отвлекать его от государственных дел. учитывая жестокую конкуренцию среди наложниц императора за «доступ к телу», это был невероятно высоконравственный поступок.
у меня вопрос: кто сидит рядом с императором? будем считать, что это советник.

003

3) охота на тигра в горах. картинка замысловата. целящийся человек и гора соизмеримых величин. оба светила тут же. надпись гласит примерно следующее: "поднятся к славе так же трудно, как возвести гору из пыли; упать в бедствие так же легко, как отскочить от напряженной весны".
переводя с китайского на язык бизнеса: репутацию строит годами, а разрушить ее можно в секунды.
тигр на картине тоже есть, хотя я его и должго искал. а вот женщины - нет. и правда, если тут слава, горы, 2 светила и тигр, где место женщины в подобном антураже? дома! (отсылаю к иероглифу 安 (ān) – «спокойствие»)


004

4) мужчина и женщина делают прическу и макияж. надпись гласит (перевод не дословный): "мужчины и женщины знают, как украсить свое лицо, но не знают, как украсить свой характер. мужчины и женщины всегда уделяют внимание внешнему виду, однако для того, чтобы быть по-настоящему красивым вы должны сделать что-то больше".
на самом деле и тут конфуций виноват. он настолько усилил значение внешнего вида, что если ты не соответствуешь определенным правилам в одежде, до твого внутреннего облика дело не доходило. с тобой даже разговаривать считалось не достойным. а вообще, должен согласиться, что в данном случае изображение совершенно противоположно смыслу написанного.

005

5) надпись: "быть неправдивым может человек, который больше любит вас, чем доверяет".
западные переводчики трактуют смысл так: лживые слова могут вызвать недоверие даже вашего мужа.
в данном случае хочу сказать, что в исходной фразе больше мудрости, чем в толковании. какое-то глобальное непонимание западом - востока.

006

6) несколько поколений семьи вместе, много детей. надпись: "ваше сердце должно быть как саранча, и ваша гонка должна размножаться".
фраза "плодитесь и размножайтесь" по-китайски. никак не могу понять, что за пятнно у мальчика на коленке?

007

7) дама стремиться к мужчине, но он ее останавливает. надпись: "если, по движению воздуха, вы стремитесь, мудрые мужчины будут вас ненавидеть".
как бы смысл трактуют так: если вы искренне любезны и добры к мужчине, то мудрый человек считает, что ему очень повезло с вами.
в моей трактовке, исходный смысл "мимолетные желания должны останавливаться".

008

8) женщина сидит, и делает что-то, что должна, или что муж попросил. надпись: "Выполнять свои обязанности спокойно и уважительно; Таким образом, ты будешь побеждать славу и честь."
смысл: просто делать свою работу, не делая большой важности из этого. человек, который тихо делает свое дело каждый день, получит большинство наград.
русский аналог: делай что должно, и будь что будет.
а как же пассионарность?!. где стремление к лучшему? подчиненная роль порабощенной китайской женщины... чет меня занесло в сторону.

009

9) последняя сцена показывает саму наставницу, которая записывает свои наставления, как сделать себя уважаемой, а мужа счастливым. к ней приближаются 2 дамы, что бы посмотреть на ее труды.
а что за цветочки у них всех на голове? на всех частях, кроме постельной сцены. кто живеьм китаянок видел... у них там ниче не растет случаем?

история

(вики) Свиток...хранится в Британском музее (Лондон), куда он попал в 1903 году. До этого свиток хранился в Китае; самая ранняя печать на нём относится к VIII веку... В 1900 году в процессе Боксёрского восстания он попал в руки англичан и был вывезен из страны.

самое смешное, что оригинального свитка нет. он не сохранился. это копия. Гу Кайчжи (顧愷之 344—406), которому приписывают авторство, жил сильно раньше первой печати на свитке.
так же хотелось бы отметить, что китай считает свиток своим национальным достоянием, и имеет зуб на бритов за украденную ценность.
хотя вот оригинальная работа была потеряна в 1860 году без всяких англосаксов, а по причине игнорирования правил пожарной безопасности в императорском летнем дворце. 

ссылки

1) как-бы методичка по свитку для студентов http://eprints.soas.ac.uk/12784/1/Court_Ladies_Scroll.pdf
2) приличная статья по свитку http://teachartwiki.wikispaces.com/The+Admonitions+of+the+Court+Instructress
3) очень кратко по сюжетам http://www2.iath.virginia.edu/xwomen/texts/admonitions.html
4) китайский источник http://baike.baidu.com/view/61885.htm
5) изображение в приличном качестве http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/Gu_Kaizhi_001.jpg



зюыю а так то собиралось быть по "фее реки ло". :-)

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тоже ра

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.