оригинал приписывается Zhang Xuan (張萱 713-755).
копия Zhao Ji (趙佶 1082-1135).
тушь, крака с золотом на шелке.
37.1 x 145 см. музей искусств бостона, сша (специальный китайско-японский отдел).
китайский: 搗練圖
русский: Приготовление шёлка
английский: Court Ladies Preparing Newly Woven Silk
на свитке церемония изготовления шелка. не факт, что церемония реально была, но изображения о том, что в гареме императора реально начинают делать шелк, находят на культовых предметах, начиная с 5-го века днэ.
существовала некая традиция. жены воинов, которые долго отсутствовали, осенью изготавливали шелк, и отсылали одежду победы своим мужьям. особенно, если мужья воевали на северной границе - с варварами-кочевниками. всегда это тема лирически-меланхолична, с оттенком патриотических чувств. тема неоднократно поднималась в поэмах и была популярна до династии тан (время появления оригинального свитка).
изготовление шелка было частью осенней работы любой семьи в китае. на свитке нет указаний, что это императорская семья. но дамы одеты явно в богатые одежды и принадлежат к высшему обществу. с другой стороны, древний китайский император лично начинал полевые работы, давая сигнал всей империи, логично предположить, что его жены давали отмашку для начала работы с шелковой нитью. шелк всегда считался женской работой, в отличии от мужской - в поле. инструменты для работы с шелком упомянуты в приданном одной из китайских принцесс. была история, когда император тан одел солдат на передовой именно шелком изготовленным знатными дамами, для поднятия патриотического духа.
с другой стороны, изготовление шелка для воюющего мужа, был процесс демонстрации ожидания и любовной грусти для его жен. але! все там шелк делают, или кто-то не любит императора-мужа?!. а я все расскажу.
и самое интересное, что групповое изготовление шелка резко контрастирует с одинокой жизнью в императорском гареме. так что это еще и некая официально разрешенная тусовка для зарегламентированных, и постоянно находящихся под наблюдением людей.
на свитке 3 операции процесса изготвления шелка. справа колотят коконы, что бы они разматывались. в центре разматывают кокон шелкопряда в нить, и что-то зашивают (или вышивают). слева - гладят полотно. к слову, в средней секции, девушка греет утюг на углях, который используют в центре левой части. художник ввел маленькую девочку в процесс. она как бы обучается и контролирует "гладкость" шелка, ну и просто несколько развлекает композицию, делая ее менее официальной. художник озаботился деталями, что бы сцена выглядела реально живой.
как обычно, порядок справа-налево. тем более, что само изображение на свитке небольшое, и его можно охватить за один взгляд.
оригинальный свиток утерян, точнее сказать, его существование ничем официально не подтверждается. данную копию приписывают художнику императорской художественной академии династии цзинь (11 век). но лица и одежда дам выписаны по канонам традиции династии тан (8 век): лица круглы, брови - дугами, ярко выраженные щеки, крепкие тела, красивые одежды и прически.
короче, мне понравился шедевр китайского искусства копирования, принадлежащий бостону.
копия Zhao Ji (趙佶 1082-1135).
тушь, крака с золотом на шелке.
37.1 x 145 см. музей искусств бостона, сша (специальный китайско-японский отдел).
китайский: 搗練圖
русский: Приготовление шёлка
английский: Court Ladies Preparing Newly Woven Silk
на свитке церемония изготовления шелка. не факт, что церемония реально была, но изображения о том, что в гареме императора реально начинают делать шелк, находят на культовых предметах, начиная с 5-го века днэ.
существовала некая традиция. жены воинов, которые долго отсутствовали, осенью изготавливали шелк, и отсылали одежду победы своим мужьям. особенно, если мужья воевали на северной границе - с варварами-кочевниками. всегда это тема лирически-меланхолична, с оттенком патриотических чувств. тема неоднократно поднималась в поэмах и была популярна до династии тан (время появления оригинального свитка).
изготовление шелка было частью осенней работы любой семьи в китае. на свитке нет указаний, что это императорская семья. но дамы одеты явно в богатые одежды и принадлежат к высшему обществу. с другой стороны, древний китайский император лично начинал полевые работы, давая сигнал всей империи, логично предположить, что его жены давали отмашку для начала работы с шелковой нитью. шелк всегда считался женской работой, в отличии от мужской - в поле. инструменты для работы с шелком упомянуты в приданном одной из китайских принцесс. была история, когда император тан одел солдат на передовой именно шелком изготовленным знатными дамами, для поднятия патриотического духа.
с другой стороны, изготовление шелка для воюющего мужа, был процесс демонстрации ожидания и любовной грусти для его жен. але! все там шелк делают, или кто-то не любит императора-мужа?!. а я все расскажу.
и самое интересное, что групповое изготовление шелка резко контрастирует с одинокой жизнью в императорском гареме. так что это еще и некая официально разрешенная тусовка для зарегламентированных, и постоянно находящихся под наблюдением людей.
на свитке 3 операции процесса изготвления шелка. справа колотят коконы, что бы они разматывались. в центре разматывают кокон шелкопряда в нить, и что-то зашивают (или вышивают). слева - гладят полотно. к слову, в средней секции, девушка греет утюг на углях, который используют в центре левой части. художник ввел маленькую девочку в процесс. она как бы обучается и контролирует "гладкость" шелка, ну и просто несколько развлекает композицию, делая ее менее официальной. художник озаботился деталями, что бы сцена выглядела реально живой.
как обычно, порядок справа-налево. тем более, что само изображение на свитке небольшое, и его можно охватить за один взгляд.
оригинальный свиток утерян, точнее сказать, его существование ничем официально не подтверждается. данную копию приписывают художнику императорской художественной академии династии цзинь (11 век). но лица и одежда дам выписаны по канонам традиции династии тан (8 век): лица круглы, брови - дугами, ярко выраженные щеки, крепкие тела, красивые одежды и прически.
короче, мне понравился шедевр китайского искусства копирования, принадлежащий бостону.