чет я слегка завяз - надо сбросить. как обычно, для выпивки накреативили больше всего всякого-разного.
Гу 觚
имеет простую форму (берущую начало в неолитической керамике), как правило, с широким горлом, цилиндрическим туловом и высоким опорным кольцом. Гу в начале был довольно пухлым и только потом становится стройным и элегантным. Известен от ранней Шан до периода Западного Чжоу.
Известна разновидность квадратного Гу (Fanggu 方觚). Иероглиф обозначает меру обьема.
Кувшины-ю 卣
переносные сосуды для вина, снабженные петлеобразной ручкой. Согласно историческим документам, это контейнер для определенного вида дорогого вина. Известен от раннего Шан до Западного Чжоу.
Иероглиф представляет собой стилизованное изображение самого сосуда.
(по поводу первого примера - писал отдельную заметку. второй - типичен.)
Кувшин-Лей 罍
вариации формы керамических горшков, характеризуются массивным с плоским основанием корпусом, верхняя часть которого сжата и оформлена косой шейкой, переходящей в расширенное устье с изогнутым венчиком. К плечам корпуса обычно крепятся две боковые дугообразные ручки, дополненные продетыми в них кольцами.
Возник с конца династии Шан.
Известна разновидность - квадратный Лей (Fanglei 方罍).
Цзя 斝
широкое горло и цилиндрический корпус, имеет 3 или 4 ноги, может иметь ручку на корпусе. форма известна еще от культуры Луншань (неолит), бронзовый начинается с Эрлитоу (династия Ся). Очень популярен в начале и середине Шан, изчезает в середине Чжоу (возможно связано с запретом на употребление спиртного в тот период). Имеет формой сходство с Цзюэ 爵, но гораздо больше, и не может использоватся в быту - только для ритуала. Обычно очень просто украшен, или не имеен украшений совсем.
Зун 尊
сосуд с широким горлом и плоским дном. В процессе развития - расширил живот (от пива наверно). Известен от раннего Шан и до Цинь. Практически всегда затейлево украшен, может иметь форму животного (собственно именно эти сосуды говорят о том, что в древности, на территории Китая водились слоны и носороги).
Могли иметь крупные размеры (высота до 50 см, вес до 17 кг), возможно, использовались не столько в качестве пиршественной утвари, сколько для даров и подношений храмам. Примечательно, что в XI–X вв. до н.э. были распространены Зун в виде фигур жертвенных животных (быка, барана, свиньи).
Обычно ставился на блюдо с горячей водой, для подогрева вина в сосуде.
Известно, что такие кувшины полагалось преподносить, наполнив вином, хозяину дома, любому другому вышестоящему или особо уважаемому человеку, в результате чего в дальнейшем иероглиф цзунь приобрел значение «достопочтенный».
Ху 壶
высокий горшок с крышкой, но без носика, на высоком цилиндрическом основании. Используется с середины династии Шан до династии Хань. В большинстве случаев не имеет украшений. Основная форма - круглая, очень редко - прямоугольная. Большинство экземпляров имеют кольца на ручках и "ушки" в верхней части (через которые можно продеть веревку, для переноски).
Иероглиф, фактически изображает сам сосуд.
Квадратный Юй
был популярен с середины династии Шан до начала династии Западная Чжоу. Отличительна черта - крышка в виде крыши дома. Обязательно имеет постамент.
Лин 棂
пузатый, с узким горлом сосуд. Выделяется ручками по тулову и кольцами на горле. Очень похож на Лей, и постепенно заменил его. Вошел в употребление в конце Западного Джоу, и вышел из употребления в "Период борющихся царств".
Кубок-гун 觥
(впоследствии этим знаком стали обозначать чарки из носорожьего рога) имеют вытянутое по горизонтали тулово, опирающееся на квадратную подставку или четыре ножки; такие кубки снабжены крышкой, частично повторяющей их форму, и боковой ручкой.
Нередко гун исполняли в виде скульптуры (всегда анималистические) или целых пластических композиций, которые правомерно рассматривать в качестве произведений изобразительного искусства.
Выделяют подтип - aogong (凹觥 вогнутый Гун). Появились в конце династии Шан.
Поу
возможно, использовался только в середине и в конце династии Шан. Имеет короткую и широкую горловину, приплюснутое тулово и опорное кольцо. Могут иметь крышку и сложные декоративные элементы в верхней части.
Кубок-чжи 觶
с округлым, вытянутым по вертикали, глубоким корпусом, обычно дополненным высокой подставкой и (не часто) круглой крышкой. В нижней части, опирается на кольцеобразное основание. Вошел в употребление в конце Шан, и активно использовался до периода "весны и осени". Позже, заменил в ритуалах Гу, и вместе с Цзюэ 爵, сформировал стандартный набор. Но после выхода вина из обрядовой церемонии, дальше не развивался.
Кубок-цзюэ 爵
состоит из вытянутого по вертикали округлого корпуса с выпуклым или плоским дном на трех длинных, плавно изгибающихся и расходящихся книзу ножках. С одной стороны корпуса имеется треугольный слив, с другой — изогнутая широкая пластина, под которой прикреплена дугообразная ручка (иногда в форме дракона). Эти детали делают вещь похожей на фигуру стоящей птицы, чем объясняется ее название: иероглиф цзюэ в другой фонетической норме (цюэ) означает «воробей», «птаха».
Самые ранние экземпляры находят в культуре Эрлитоу (династия Ся). Начиная с Шан, на большинстве цзюэ есть два маленьких столбика в верхней части. Применялся вплодь до династии Сун. На данный момент, эксперты не пришли к единому мнению, по поводу применения данного изделия. Наиболее распостраненная версия, что кубок применялся в церемониальных целях, для теплого вина.
источники: synologia, немецкий, английский.
Гу 觚
имеет простую форму (берущую начало в неолитической керамике), как правило, с широким горлом, цилиндрическим туловом и высоким опорным кольцом. Гу в начале был довольно пухлым и только потом становится стройным и элегантным. Известен от ранней Шан до периода Западного Чжоу.
Известна разновидность квадратного Гу (Fanggu 方觚). Иероглиф обозначает меру обьема.
Кувшины-ю 卣
переносные сосуды для вина, снабженные петлеобразной ручкой. Согласно историческим документам, это контейнер для определенного вида дорогого вина. Известен от раннего Шан до Западного Чжоу.
Иероглиф представляет собой стилизованное изображение самого сосуда.
(по поводу первого примера - писал отдельную заметку. второй - типичен.)
Кувшин-Лей 罍
вариации формы керамических горшков, характеризуются массивным с плоским основанием корпусом, верхняя часть которого сжата и оформлена косой шейкой, переходящей в расширенное устье с изогнутым венчиком. К плечам корпуса обычно крепятся две боковые дугообразные ручки, дополненные продетыми в них кольцами.
Возник с конца династии Шан.
Известна разновидность - квадратный Лей (Fanglei 方罍).
Цзя 斝
широкое горло и цилиндрический корпус, имеет 3 или 4 ноги, может иметь ручку на корпусе. форма известна еще от культуры Луншань (неолит), бронзовый начинается с Эрлитоу (династия Ся). Очень популярен в начале и середине Шан, изчезает в середине Чжоу (возможно связано с запретом на употребление спиртного в тот период). Имеет формой сходство с Цзюэ 爵, но гораздо больше, и не может использоватся в быту - только для ритуала. Обычно очень просто украшен, или не имеен украшений совсем.
Зун 尊
сосуд с широким горлом и плоским дном. В процессе развития - расширил живот (от пива наверно). Известен от раннего Шан и до Цинь. Практически всегда затейлево украшен, может иметь форму животного (собственно именно эти сосуды говорят о том, что в древности, на территории Китая водились слоны и носороги).
Могли иметь крупные размеры (высота до 50 см, вес до 17 кг), возможно, использовались не столько в качестве пиршественной утвари, сколько для даров и подношений храмам. Примечательно, что в XI–X вв. до н.э. были распространены Зун в виде фигур жертвенных животных (быка, барана, свиньи).
Обычно ставился на блюдо с горячей водой, для подогрева вина в сосуде.
Известно, что такие кувшины полагалось преподносить, наполнив вином, хозяину дома, любому другому вышестоящему или особо уважаемому человеку, в результате чего в дальнейшем иероглиф цзунь приобрел значение «достопочтенный».
Ху 壶
высокий горшок с крышкой, но без носика, на высоком цилиндрическом основании. Используется с середины династии Шан до династии Хань. В большинстве случаев не имеет украшений. Основная форма - круглая, очень редко - прямоугольная. Большинство экземпляров имеют кольца на ручках и "ушки" в верхней части (через которые можно продеть веревку, для переноски).
Иероглиф, фактически изображает сам сосуд.
Квадратный Юй
был популярен с середины династии Шан до начала династии Западная Чжоу. Отличительна черта - крышка в виде крыши дома. Обязательно имеет постамент.
Лин 棂
пузатый, с узким горлом сосуд. Выделяется ручками по тулову и кольцами на горле. Очень похож на Лей, и постепенно заменил его. Вошел в употребление в конце Западного Джоу, и вышел из употребления в "Период борющихся царств".
Кубок-гун 觥
(впоследствии этим знаком стали обозначать чарки из носорожьего рога) имеют вытянутое по горизонтали тулово, опирающееся на квадратную подставку или четыре ножки; такие кубки снабжены крышкой, частично повторяющей их форму, и боковой ручкой.
Нередко гун исполняли в виде скульптуры (всегда анималистические) или целых пластических композиций, которые правомерно рассматривать в качестве произведений изобразительного искусства.
Выделяют подтип - aogong (凹觥 вогнутый Гун). Появились в конце династии Шан.
Поу
возможно, использовался только в середине и в конце династии Шан. Имеет короткую и широкую горловину, приплюснутое тулово и опорное кольцо. Могут иметь крышку и сложные декоративные элементы в верхней части.
Кубок-чжи 觶
с округлым, вытянутым по вертикали, глубоким корпусом, обычно дополненным высокой подставкой и (не часто) круглой крышкой. В нижней части, опирается на кольцеобразное основание. Вошел в употребление в конце Шан, и активно использовался до периода "весны и осени". Позже, заменил в ритуалах Гу, и вместе с Цзюэ 爵, сформировал стандартный набор. Но после выхода вина из обрядовой церемонии, дальше не развивался.
Кубок-цзюэ 爵
состоит из вытянутого по вертикали округлого корпуса с выпуклым или плоским дном на трех длинных, плавно изгибающихся и расходящихся книзу ножках. С одной стороны корпуса имеется треугольный слив, с другой — изогнутая широкая пластина, под которой прикреплена дугообразная ручка (иногда в форме дракона). Эти детали делают вещь похожей на фигуру стоящей птицы, чем объясняется ее название: иероглиф цзюэ в другой фонетической норме (цюэ) означает «воробей», «птаха».
Самые ранние экземпляры находят в культуре Эрлитоу (династия Ся). Начиная с Шан, на большинстве цзюэ есть два маленьких столбика в верхней части. Применялся вплодь до династии Сун. На данный момент, эксперты не пришли к единому мнению, по поводу применения данного изделия. Наиболее распостраненная версия, что кубок применялся в церемониальных целях, для теплого вина.
источники: synologia, немецкий, английский.