К основному контенту

китайские фоловеры

в любом популярном блоге, есть некоторое количество "активных балбесов", которые отмечаются в коментах ради самого процесса. самые популярные коменты: "+1", "первый...". а кто-то может писать не комент по тексту, но просто в чужой записи сообщать миру о своем творческом состоянии.

русский: Молния в ночи
китайский: 照夜白图
английский: Night-Shining White
автор: Хань Гань (韩干 715-781), императорский художник династии Тан.
тушь по бумаге, 30.8 x 34 см.
работа принадлежит частному коллекционеру, но выставлена в The Metropolitan Museum of Art (New York).



Хань Гань - один из основоположников китайской живописи. лошадка - тоже замечательная. стоит обратить внимание хотя бы на округлую форму, которая вряд ли воспроизводит реальность, но соответствует округлым формам танских дам, с других известных картин. по данной работе и автору написано много всего, ссылки дам в конце, как обычно. но в данном свитке хотелось бы ткнуть пальцев в "окружающий шум".

практически постоянно, работая с картиной, поражаюсь на любовь китайцев к тому, что бы запортить шедевр своей печатью, или надписью, не имеющей к работе никакого отношения. ну что за "здесь был вася" на шедевре?!. но в том то и штука, это органичная часть китайского искусства - отметки на артефакте.
а тут еще гугл открыл одну из книг, где данная работа - вообще первая. так что решил я, что пора и работу выложить (уже давно лежит в запасниках), и вопрос порешать.


смысл этого "информационного шума" по полю свитка - в подтверждении авторства и древности. автор пишет работу, и ставит свою подпись. потом в свободном месте, знакомый поэт пишет стихи, калиграф пишет фразу восхищения - все, работа уже подтверждена по времени создания и авторству. свиток попадает к коллекционеру, и он ставит свою печать (это отдельная тема). потом свиток попадает в императорское хранилище, и там получает россыпь печатей в разное время и от разных людей. эти пометки позволяют сделать атрибуцию работы и более-менее быть уверенным в ее подлинности.
существует многотомная работа, в которой перечислены известные, на момент написания, печати и подписи. к слову - раритет, и в полном наборе стоит "как самолет". один том на амазоне - пол-штуки баксов.

теперь пошли смотреть на лошадку в этом свете. сначала надписи.

_2_Han Gan 1

(у меня тут бардак с номерами. видимо первый по времени был тот, который помечен как 3. перевод надписей - следующему желающему)
3) Zhang Yanyuan (张彦远 или 張彥遠 815-877)
ученый и историк девятого века. написал самый ранний известный труд по истории живописи "записки о известных императорских художниках".
некий аналог "афтарпишиисчо".

1) Ли Юй (поэт-император) (李煜 937–978)
китайский поэт, последний император династии Южная Тан. Создал лучшие свои произведения после того, как лишился трона.
а здесь написано, что это именно "Хань Гань нарисовал Молнию в ночи". просто подтверждение авторства и сюжета.

2) Ми Фу (米芾 or 米黻 1051–1107)
выдающий ученый древней каллиграфии и живописи. считался современниками очень эксцентричным человеком и за свои выходки получил прозвище Ми Сумасшедший. был уволен из чиновников за свой характер.
аналог "здесь был вася". точнее (иероглиф плохо читается, но критики говорят, что это) сожаление о смерти автора.

4) Гао-цзун (高宗 1107—1187) — 1-й китайский император империи Южная Сун (10-й император династии Сун).
После отречения от престола Гао-цзун значительное внимание уделял написанию стихов, каллиграфии, а также поддержке культурных деятелей своего времени.
собственно повтор 1 - автор и сюжет.

5) Xiang Ziyin (1086-1153)
эта замечательная личность, которая успела отметиться на известнейшем свитке, не оставила следа в интернете.
зато понаписал-то, понаписал... хотя надо признать, что каллиграф был классный.

6) Wu Yue (12-й век)
некий конфуцианский ученый "из Wu", который своей надписью просто удостоверил, что лошадку на самом деле нарисовал Хань Гань. возможно подпись делалась в качестве оценки при покупке или продаже.

7) Wei Su (1303-1372)
калиграф, чиновник, ученый. довольно замечательная личность, хотя в рунете про него ничего нет. видно, что первый написал много, но в стороне от основной работы - дрогнула рука в сторону от древнего шедевра. :-)

8-10) Айсиньгёро Хунли (爱新觉罗 弘历; 1711—1799) — шестой маньчжурский император династии Цин. этот себе уже ни в чем не отказывал, и расписался по работе в нескольких местах, чисто по хозяйски.
возможно стихи - не переводил, сорри. если кто переведет - черкните в коменты.


теперь пошли печати. (примерный порядок, как они появлялись на свитке)

_1_Han Gan 1


1) Ли Юй. см.выше.
2) Ми Фу. см.выше.
3) Li Junxi (11 век)
4) Цзя Sidao (贾似道 1213-1275), канцлер в конце династии Сун.
5) Wei Su (1303-1372)
6) Xiang Yuanbian (1525–1590)
7) не распознанная печать.
8) Fan Xizhi
9) Geng Zhaozhong (1640-1687)
10) не распознанная печать, но точно до периода Цинь.
остальные печати позже династии Мин, скорее всего 18-20 века.

большинство из упомянутых личностей - известные исторические персонажи. большинство из названных, но не расписанных - тоже упомянуты в узких кругах знатоков китайской живописи. то есть можно проследить исторический путь работы по следам на ней самой, по следам владельцев.

правда окончание истории именно этого свитка не упомянуто на нем самом. в начале 20-го века работа была украдена из императорского хранилища, и продана в японию. уже оттуда она была перепродана в америку. китай не забыл этот момент в истории.


источники.
русский: synologia, wiki.
английский: The Metropolitan Museum of Art, учебник.
китайский: раз, два, три.

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тоже ра

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.