одна из самых известных китайских картин в китае: “Праздник Цинмин на реке Бянъхэ” (в оригинале 清明上河图). другой перевод названия: “По реке в День поминовения усопших”. неофициальное название: “китайская мона лиза”. тут надо сказать, что “мона лиза” она ровно потому, что ее повторяют и повторяют в разных видах и стилях.
недавно была новость, что картину воспроизвели в виде понорамы (куклы, игрушечные домики, ссыль не нашел - верьте на слово). картину отсканировали в hd и воспроизводили в большом, размером с баскетбольное поле, зале на стенах.
странно то, что по этой картине практически не найти русских источников. это на самом деле самая известная картина китая. ее бесконечно копируют и делают ремейки. причем с точки зрения китайского художника, и то и другое является копированием. говорят про 30 только официальных версий картины. хотел бы я знать, кто определяет неофициальность всех остальных копий.
итак, что же представляет из себя этот шедевр, практически неизвестный русскому человеку? горизонтальный свиток, высотой 24,8см и шириной 5,28м. (положите перед собой альбомный лист горизонтально. добавьте еще коробок спичек к высоте. теперь представьте склеенными 18 листов вдлинну.) на оригинальном свитке изображено около 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев.
и сразу дальше споры. считается, что китайские свитки смотрят справа налево. официальная русская китаистика предлагает вариант слева направо. проблема в том, что разный порядок просмотра свитка предлагает разное прочтение. разные стороны картины просто по разному нагружены смыслом. поэтому есть разница.
но я спрашиваю: вот у вас в руках свиток. вы его разворачиваете. это все же почти 5,5метра. вы его разворачиваете и смотрите. вы его будете тут же сворачивать в другую сторону? а в конце вы его будете перематывать на начало? так что я подозреваю, что свиток просматривают в том порядке, в котором он был смотан на момент начала просмотра. и больше того, я думаю, что китайцы на это не особо заморачиваются. :-)
к этому добавлю, что на выставке народ идет от левого края к правому. при этом полотно выложено за стеклом, полностью раскрытым.
и еще добавлю, что вертикальные свитки вывешивались для гостей, или на время,
именно вертикально, и обычно не в одиночку. но горизонтальные свитки предназначались именно для просмотра. как современные комиксы. т.е. свиток передавался гостю или хозяину, и он его перематывая(!) просматривал, как кино, или книгу, или диафильм...
пойдем дальше. свиток датируют 1085-1145 годами нашей эры. точную дату никто не рискует ставить. автор Чжан Цзэдуань (張擇端), китайский придворный художник династии северная Сун. картина считается началом направления “городская зарисовка”. второй самой известной копией картины, которую видимо долго путали с оригиналом, является ремейк 17-го века (династия Мин). это полотно длиннее - 6,7м. (потом, уже в 18 веке при Цинь, был создан 11-метровый ремейк, над которым работали 5 авторов).
11-метровый вариант я не видел (собственно реальных свитков я не видел совсем, и все это пишется “от гугла”), а вот свитки 12 и 17 веков запросто гуглятся. и я понимаю, почему более поздний считали оригиналом. он тупо лучше! :-) причем его точно путали с оригиналом, потому что большинство ремейков, включая современные, делают именно на свиток 17-го века.
ок. смотрим саму картину. даю ссылки, потому что заливать все это в сообщение - не очень хорошая идея. сканы весят по несколько мег.
оригинал 12-го века:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/86/Alongtheriver_QingMing.jpg
более поздний и известный ремейк - оригинал для подражателей:
http://www.ccview.net/download/qmsht.jpg
в русской и английской версии wiki, обе работы идут друг за другом. а в упрощенной китайской - только более новая версия. :-)
и я надеюсь, что я еще ченить черкну по этому шедевру, потому что работа реально сидит в памяти. :-)
недавно была новость, что картину воспроизвели в виде понорамы (куклы, игрушечные домики, ссыль не нашел - верьте на слово). картину отсканировали в hd и воспроизводили в большом, размером с баскетбольное поле, зале на стенах.
странно то, что по этой картине практически не найти русских источников. это на самом деле самая известная картина китая. ее бесконечно копируют и делают ремейки. причем с точки зрения китайского художника, и то и другое является копированием. говорят про 30 только официальных версий картины. хотел бы я знать, кто определяет неофициальность всех остальных копий.
итак, что же представляет из себя этот шедевр, практически неизвестный русскому человеку? горизонтальный свиток, высотой 24,8см и шириной 5,28м. (положите перед собой альбомный лист горизонтально. добавьте еще коробок спичек к высоте. теперь представьте склеенными 18 листов вдлинну.) на оригинальном свитке изображено около 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев.
и сразу дальше споры. считается, что китайские свитки смотрят справа налево. официальная русская китаистика предлагает вариант слева направо. проблема в том, что разный порядок просмотра свитка предлагает разное прочтение. разные стороны картины просто по разному нагружены смыслом. поэтому есть разница.
но я спрашиваю: вот у вас в руках свиток. вы его разворачиваете. это все же почти 5,5метра. вы его разворачиваете и смотрите. вы его будете тут же сворачивать в другую сторону? а в конце вы его будете перематывать на начало? так что я подозреваю, что свиток просматривают в том порядке, в котором он был смотан на момент начала просмотра. и больше того, я думаю, что китайцы на это не особо заморачиваются. :-)
к этому добавлю, что на выставке народ идет от левого края к правому. при этом полотно выложено за стеклом, полностью раскрытым.
и еще добавлю, что вертикальные свитки вывешивались для гостей, или на время,
именно вертикально, и обычно не в одиночку. но горизонтальные свитки предназначались именно для просмотра. как современные комиксы. т.е. свиток передавался гостю или хозяину, и он его перематывая(!) просматривал, как кино, или книгу, или диафильм...
пойдем дальше. свиток датируют 1085-1145 годами нашей эры. точную дату никто не рискует ставить. автор Чжан Цзэдуань (張擇端), китайский придворный художник династии северная Сун. картина считается началом направления “городская зарисовка”. второй самой известной копией картины, которую видимо долго путали с оригиналом, является ремейк 17-го века (династия Мин). это полотно длиннее - 6,7м. (потом, уже в 18 веке при Цинь, был создан 11-метровый ремейк, над которым работали 5 авторов).
11-метровый вариант я не видел (собственно реальных свитков я не видел совсем, и все это пишется “от гугла”), а вот свитки 12 и 17 веков запросто гуглятся. и я понимаю, почему более поздний считали оригиналом. он тупо лучше! :-) причем его точно путали с оригиналом, потому что большинство ремейков, включая современные, делают именно на свиток 17-го века.
ок. смотрим саму картину. даю ссылки, потому что заливать все это в сообщение - не очень хорошая идея. сканы весят по несколько мег.
оригинал 12-го века:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/86/Alongtheriver_QingMing.jpg
более поздний и известный ремейк - оригинал для подражателей:
http://www.ccview.net/download/qmsht.jpg
в русской и английской версии wiki, обе работы идут друг за другом. а в упрощенной китайской - только более новая версия. :-)
и я надеюсь, что я еще ченить черкну по этому шедевру, потому что работа реально сидит в памяти. :-)