работа долгое время приписывалась Янь Либэню, но стиль и использованные краски скорее говорят о раннесунской копии. возможно Янь писал некий набросок, и потом его закончили, или использовали в качестве основы. и все равно свиток довольно занимателен.
русский: Учёные Северной Ци переписывают классические тексты
китайский: 北齊校書圖卷
английский: Northern Qi Scholars Collating Classic Texts
автор: приписывалась ранее Янь Либэню, однако большинство сегодняшних критиков считают это неверным.
27.6 x 114 см, тушь и краски по шелку.
Музей изящных искусств, Бостон
свиток описывается, как иллюстрация процесса сортировки книг в библиотеке северной Ци (факт исторический, состоявшийся в 556нэ). но есть ряд моментов, которые дают иную трактовку происходящего. это больше похоже на неофициальную тусовку. и даже больше: критики находят параллели с "семью мудрецами в бамбуковой роще"!
на картине 2 лошади и 20 фигур, из которых 5 фигур ученых мужей. свиток разделен на 3 части.
в центре правой части, на складном табурете, сидит ученый в красном. он подписывает свиток. вокруг него слуги, которые держат кисти и свитки.
в центральная часть 4 ученых, сидящих на диване. у них тоже много слуг и масса интересных предметов вокруг.
в левой части пара лошадей и странные люди.
детали
ученый в красном, в правой части картины. не в китайской одежде. халат с отложным воротником, узкие манжеты и сапоги с острыми носами пришли из костюма кочевников. и пояс, который ожидающе поддерживают справа, тоже важная часть костюма кочевых народов. а вот прическа - из южного китая, скорее тридиция хань. он сидит на складном сидении, которое привезли кочевники в ханьский период.
сделаем пометку, что официальный человек не только без официального костюма конфуцианского канона, но совершенно точно в одежде ненавистных кочевников и даже демонстративно на стуле из той же культуры.
в центре 4 фигуры. с первого взгляда трудно сказать, что они работают. крайний правый явно собрался уходить. слуга помогает ему надеть сапоги. у него на голове заколотая палочкой прическа. это не официальный, а больше простонародный способ укладывания волос. его делали люди, которым по статусу не положен головной убор. но такой "клубок с палкой" вошел в моду среди уважаемых людей со времен восточной Хань. и дело даже не в том, что это легче и проще, чем официальная деталь официального костюма, а было так же неким символом протеста против конфуцианского стандарта, и демонстрировало отход в сторону даосизма.
одежда у всех участников центральной группы довольно просторная, а верхние накидки вообще прозрачные. это было распространено в частной среде, для жаркой погоды, но выглядит довольно странно для официальной работы людей, находящихся на службе.
первого удерживает за пояс, как бы останавливая уход, человек в центре, который сидит к нам спиной. вокруг него вообще полный криминал: вокруг валяются винные кубки, на переднем плане, ярко выписан гуцинь, и левее гуциня, стоит набор для игры в Tuho (pitch-pot).
тут я сделаю отступление, а расскажу об интересной, и главное высокоинтеллектуальной игре "тухо", которая только и исключительно подходит для ученых мужей.
берется кувшин, и несколько стрел, на которых разного цвета пометки, или флажки. задача игроков попасть стрелой в кувшин. и вот берет философ стрелу, и, размышляя об императорах прошлого, запузыривает ее в кувшин, не выражаясь нецензурно в случае промаха, а высокохудожественно, в стихотворной форме, описывая игру, как модель вселенной.
набор для игры (посмотреть на процесс можно здесь, или на видео)
понятно, что британский дартс, с его втыканием мелких колючек с оперением в большую мишень, да еще и в кабаке - рядом не валялся с высокоинтеллектуальным закидыванием разноцветных стрел в кувшин. китай рулит! :-)
на первую пару внимательно смотрит третий, сидящий лицом к зрителям, на противоположной стороне дивана. у него вроде все нормально, если не замечать верхнюю часть тела без одежды, и даже головной убор на месте. он даже держит бумагу и кисть. но все же есть четвертый мудрый участник диванного сидения, который работает, игнорируя происходящее рядом. и похоже, что он тут один работает.
вокруг дивана несколько слуг-женщин. для меня остаются загадкой несколько предметов. ну например на переднем плане девушка видимо держит большую подушку, популярную в среде аристократов южной династии. но самое интересное на лицах. у них белый макияж, покрывающий верхнюю часть лица. это действительно белый пигмент, который наносился от носа и бровей до линии волос. очень популярная тема именно в указанный период. говорят, что берет начало из буддийских позолоченных скульптур. фишка в том, что такая маска совершенно точно указывает период времени, и поэтому можно понять явные несоответствия костюма главных героев.
самая левая, третья часть картины, где пара лошадей и только одна фигура человека выписана полностью. сама часть довольно странная. причем она не упоминается в первых описаниях работы. есть версия, что данный кусок был добавлен позже. интересная деталь - кошелек. он спаренный и украшен свисающим платком, там, где должна быть вроде бы кисть. наличие кошелька в костюме, обьясняется отсутствием карманов. но интересна сама конструкция "гаджета".
анализ
итак получается, что официальные ученые собрались не для работы с текстами, хотя они и демонстрируют некоторую активность в этом деле, а чисто выпить, попеть и покидать стрелы. при этом демонстративно вся атрибутика конфуцианского канона изменена на предметы кочевого севера или простонародные. видимо есть смысл вспомнить "семь мудрецов в бамбуковой роще". тут правда пять героев, а не семь, и лошади не в тему, но в остальном параллель полостью прослеживается.
кстати, есть версия, что лошади были добавлены позже, что бы окончательно сделать картину "типа северной династии" - все под кочевников.
источники.
английский.
китайский: раз, два.
русский: Учёные Северной Ци переписывают классические тексты
китайский: 北齊校書圖卷
английский: Northern Qi Scholars Collating Classic Texts
автор: приписывалась ранее Янь Либэню, однако большинство сегодняшних критиков считают это неверным.
27.6 x 114 см, тушь и краски по шелку.
Музей изящных искусств, Бостон
свиток описывается, как иллюстрация процесса сортировки книг в библиотеке северной Ци (факт исторический, состоявшийся в 556нэ). но есть ряд моментов, которые дают иную трактовку происходящего. это больше похоже на неофициальную тусовку. и даже больше: критики находят параллели с "семью мудрецами в бамбуковой роще"!
общий взгляд
на картине 2 лошади и 20 фигур, из которых 5 фигур ученых мужей. свиток разделен на 3 части.
в центре правой части, на складном табурете, сидит ученый в красном. он подписывает свиток. вокруг него слуги, которые держат кисти и свитки.
в центральная часть 4 ученых, сидящих на диване. у них тоже много слуг и масса интересных предметов вокруг.
в левой части пара лошадей и странные люди.
детали
ученый в красном, в правой части картины. не в китайской одежде. халат с отложным воротником, узкие манжеты и сапоги с острыми носами пришли из костюма кочевников. и пояс, который ожидающе поддерживают справа, тоже важная часть костюма кочевых народов. а вот прическа - из южного китая, скорее тридиция хань. он сидит на складном сидении, которое привезли кочевники в ханьский период.
сделаем пометку, что официальный человек не только без официального костюма конфуцианского канона, но совершенно точно в одежде ненавистных кочевников и даже демонстративно на стуле из той же культуры.
в центре 4 фигуры. с первого взгляда трудно сказать, что они работают. крайний правый явно собрался уходить. слуга помогает ему надеть сапоги. у него на голове заколотая палочкой прическа. это не официальный, а больше простонародный способ укладывания волос. его делали люди, которым по статусу не положен головной убор. но такой "клубок с палкой" вошел в моду среди уважаемых людей со времен восточной Хань. и дело даже не в том, что это легче и проще, чем официальная деталь официального костюма, а было так же неким символом протеста против конфуцианского стандарта, и демонстрировало отход в сторону даосизма.
одежда у всех участников центральной группы довольно просторная, а верхние накидки вообще прозрачные. это было распространено в частной среде, для жаркой погоды, но выглядит довольно странно для официальной работы людей, находящихся на службе.
первого удерживает за пояс, как бы останавливая уход, человек в центре, который сидит к нам спиной. вокруг него вообще полный криминал: вокруг валяются винные кубки, на переднем плане, ярко выписан гуцинь, и левее гуциня, стоит набор для игры в Tuho (pitch-pot).
тут я сделаю отступление, а расскажу об интересной, и главное высокоинтеллектуальной игре "тухо", которая только и исключительно подходит для ученых мужей.
берется кувшин, и несколько стрел, на которых разного цвета пометки, или флажки. задача игроков попасть стрелой в кувшин. и вот берет философ стрелу, и, размышляя об императорах прошлого, запузыривает ее в кувшин, не выражаясь нецензурно в случае промаха, а высокохудожественно, в стихотворной форме, описывая игру, как модель вселенной.
набор для игры (посмотреть на процесс можно здесь, или на видео)
понятно, что британский дартс, с его втыканием мелких колючек с оперением в большую мишень, да еще и в кабаке - рядом не валялся с высокоинтеллектуальным закидыванием разноцветных стрел в кувшин. китай рулит! :-)
на первую пару внимательно смотрит третий, сидящий лицом к зрителям, на противоположной стороне дивана. у него вроде все нормально, если не замечать верхнюю часть тела без одежды, и даже головной убор на месте. он даже держит бумагу и кисть. но все же есть четвертый мудрый участник диванного сидения, который работает, игнорируя происходящее рядом. и похоже, что он тут один работает.
вокруг дивана несколько слуг-женщин. для меня остаются загадкой несколько предметов. ну например на переднем плане девушка видимо держит большую подушку, популярную в среде аристократов южной династии. но самое интересное на лицах. у них белый макияж, покрывающий верхнюю часть лица. это действительно белый пигмент, который наносился от носа и бровей до линии волос. очень популярная тема именно в указанный период. говорят, что берет начало из буддийских позолоченных скульптур. фишка в том, что такая маска совершенно точно указывает период времени, и поэтому можно понять явные несоответствия костюма главных героев.
самая левая, третья часть картины, где пара лошадей и только одна фигура человека выписана полностью. сама часть довольно странная. причем она не упоминается в первых описаниях работы. есть версия, что данный кусок был добавлен позже. интересная деталь - кошелек. он спаренный и украшен свисающим платком, там, где должна быть вроде бы кисть. наличие кошелька в костюме, обьясняется отсутствием карманов. но интересна сама конструкция "гаджета".
анализ
итак получается, что официальные ученые собрались не для работы с текстами, хотя они и демонстрируют некоторую активность в этом деле, а чисто выпить, попеть и покидать стрелы. при этом демонстративно вся атрибутика конфуцианского канона изменена на предметы кочевого севера или простонародные. видимо есть смысл вспомнить "семь мудрецов в бамбуковой роще". тут правда пять героев, а не семь, и лошади не в тему, но в остальном параллель полостью прослеживается.
кстати, есть версия, что лошади были добавлены позже, что бы окончательно сделать картину "типа северной династии" - все под кочевников.
источники.
английский.
китайский: раз, два.