некоторое время назад жаловался на пару авторов, что они упомянули замечательную фигурку эпохи шан, но не дали ссылки, где они это видели. совершенно неожиданно наткнулся на нее.
ни в жись бы не подумал... это тигр!
русский: кувшин-ю, в виде пластической композиции из человека и фантастического существа.
китайский: 虎 食 人 卣 (дословный перевод: тигр ест человека, контейнер для вина)
размеры: 35.2 х 23.6 х 23.3 см.
вес: 4.68 кг.
бронза.
приписывают Шан-Инь (с чем я категорически не согласен)
вещица и правда занимательная. это трехногий сосуд для вина. классифицируется как "кувшин-ю". посмотрим на него с 2-х ракурсов.
подождите-подождите. это же разные?!.. точно! их две! ...одна во франции, другая в японии. и китай очень не доволен данным фактом, хотя оба предмета находятся не в частных руках, а в музеях, и были совершенно официально куплены, одна в 1912 - японией, другая в 1920 - французским музеем Cernuschi.
эксперты осторожно так оценивают данный винный контейнер в $4.5млн, а китай хочет его вернуть.
что-то я отвлекся. итак, работа на самом деле выглядит по-разному с разных ракурсов. если на левой картинке видно, что тигр завтракает человеком, то на правой человек явно ищет защиту у зверя. проработка деталей бронзовой фигурки - изумительная.
не сразу замечаешь, но на ручке (дуга сверху), на концах - тоже по звериной голове с тончайшей проработкой деталей. и на крышке тоже стоит кто-то четвероногий, возможно олень. вся целиком фигура опирается на 3 точки: пара ног и хвост.
археологической истории у фигурки нет. ее не выкопали. устная традиция помещает ее происхождение в провинцию Хунань, в район к западу от Чанша. даже если признать, что это шан, то это очень южная окраина империи, а скорее за пределами империи. с датировкой тоже не все слава богу. поскольку привязать к культурному слою не получилось - оценка идет по самой работе. и тут всплывает история, что наибольшего развития "тигриная" тема, именно на данной территории (южное царство Чу, 1030–223днэ) получило через несколько столетий после окончания империи шан. а поскольку преемник-победитель шан - чжоу, в начале практически полностью копировало культуру поверженной империи, то я бы скорее приписал работу к началу эпохи чжоу (южная изобразительная культура), ну потому что в шан она вписывается с трудом.
тут правда надо сделать большую такую пометку, что узор - шанский.
интересна сама тема тигра и человека. бог с ней, с историей, что конфуция воспитал тигр :-) , потому что даже если это было, то было через полтысячелетия после создания нашего сосуда. но вот миф о вскармливании тигрицей оставленного матерью ребенка, гуляет по китаю практически с неолита. причем более поздняя версия этого мифа, говорит о том, что вскормленный тигрицей ребенок, потом стал то ли императором, то ли первым министром государства. тигр, как символ - это благородство и защита.
есть конечно нехилый шанс, что это тотемный зверь-страх, поедающий ребенка, но чет мне эта версия не очень нравиться - оставим на совести законченных китаеведов. :-)
источники.
английский: музей.
китайские: раз, два, три.
ни в жись бы не подумал... это тигр!
русский: кувшин-ю, в виде пластической композиции из человека и фантастического существа.
китайский: 虎 食 人 卣 (дословный перевод: тигр ест человека, контейнер для вина)
размеры: 35.2 х 23.6 х 23.3 см.
вес: 4.68 кг.
бронза.
приписывают Шан-Инь (с чем я категорически не согласен)
вещица и правда занимательная. это трехногий сосуд для вина. классифицируется как "кувшин-ю". посмотрим на него с 2-х ракурсов.
подождите-подождите. это же разные?!.. точно! их две! ...одна во франции, другая в японии. и китай очень не доволен данным фактом, хотя оба предмета находятся не в частных руках, а в музеях, и были совершенно официально куплены, одна в 1912 - японией, другая в 1920 - французским музеем Cernuschi.
эксперты осторожно так оценивают данный винный контейнер в $4.5млн, а китай хочет его вернуть.
что-то я отвлекся. итак, работа на самом деле выглядит по-разному с разных ракурсов. если на левой картинке видно, что тигр завтракает человеком, то на правой человек явно ищет защиту у зверя. проработка деталей бронзовой фигурки - изумительная.
не сразу замечаешь, но на ручке (дуга сверху), на концах - тоже по звериной голове с тончайшей проработкой деталей. и на крышке тоже стоит кто-то четвероногий, возможно олень. вся целиком фигура опирается на 3 точки: пара ног и хвост.
археологической истории у фигурки нет. ее не выкопали. устная традиция помещает ее происхождение в провинцию Хунань, в район к западу от Чанша. даже если признать, что это шан, то это очень южная окраина империи, а скорее за пределами империи. с датировкой тоже не все слава богу. поскольку привязать к культурному слою не получилось - оценка идет по самой работе. и тут всплывает история, что наибольшего развития "тигриная" тема, именно на данной территории (южное царство Чу, 1030–223днэ) получило через несколько столетий после окончания империи шан. а поскольку преемник-победитель шан - чжоу, в начале практически полностью копировало культуру поверженной империи, то я бы скорее приписал работу к началу эпохи чжоу (южная изобразительная культура), ну потому что в шан она вписывается с трудом.
тут правда надо сделать большую такую пометку, что узор - шанский.
интересна сама тема тигра и человека. бог с ней, с историей, что конфуция воспитал тигр :-) , потому что даже если это было, то было через полтысячелетия после создания нашего сосуда. но вот миф о вскармливании тигрицей оставленного матерью ребенка, гуляет по китаю практически с неолита. причем более поздняя версия этого мифа, говорит о том, что вскормленный тигрицей ребенок, потом стал то ли императором, то ли первым министром государства. тигр, как символ - это благородство и защита.
есть конечно нехилый шанс, что это тотемный зверь-страх, поедающий ребенка, но чет мне эта версия не очень нравиться - оставим на совести законченных китаеведов. :-)
источники.
английский: музей.
китайские: раз, два, три.