К основному контенту

это тигр

некоторое время назад жаловался на пару авторов, что они упомянули замечательную фигурку эпохи шан, но не дали ссылки, где они это видели. совершенно неожиданно наткнулся на нее.
ни в жись бы не подумал... это тигр!

русский: кувшин-ю, в виде пластической композиции из человека и фантастического существа.
китайский: 虎 食 人 卣 (дословный перевод: тигр ест человека, контейнер для вина)
размеры: 35.2 х 23.6 х 23.3 см.
вес: 4.68 кг.
бронза.
приписывают Шан-Инь (с чем я категорически не согласен)

вещица и правда занимательная. это трехногий сосуд для вина. классифицируется как "кувшин-ю". посмотрим на него с 2-х ракурсов.



подождите-подождите. это же разные?!.. точно! их две! ...одна во франции, другая в японии. и китай очень не доволен данным фактом, хотя оба предмета находятся не в частных руках, а в музеях, и были совершенно официально куплены, одна в 1912 - японией, другая в 1920 - французским музеем Cernuschi.
эксперты осторожно так оценивают данный винный контейнер в $4.5млн, а китай хочет его вернуть.

что-то я отвлекся. итак, работа на самом деле выглядит по-разному с разных ракурсов. если на левой картинке видно, что тигр завтракает человеком, то на правой человек явно ищет защиту у зверя. проработка деталей бронзовой фигурки - изумительная.



не сразу замечаешь, но на ручке (дуга сверху), на концах - тоже по звериной голове с тончайшей проработкой деталей. и на крышке тоже стоит кто-то четвероногий, возможно олень. вся целиком фигура опирается на 3 точки: пара ног и хвост.


археологической истории у фигурки нет. ее не выкопали. устная традиция помещает ее происхождение в провинцию Хунань, в район к западу от Чанша. даже если признать, что это шан, то это очень южная окраина империи, а скорее за пределами империи. с датировкой тоже не все слава богу. поскольку привязать к культурному слою не получилось - оценка идет по самой работе. и тут всплывает история, что наибольшего развития "тигриная" тема, именно на данной территории (южное царство Чу, 1030–223днэ) получило через несколько столетий после окончания империи шан. а поскольку преемник-победитель шан - чжоу, в начале практически полностью копировало культуру поверженной империи, то я бы скорее приписал работу к началу эпохи чжоу (южная изобразительная культура), ну потому что в шан она вписывается с трудом.
тут правда надо сделать большую такую пометку, что узор - шанский.

интересна сама тема тигра и человека. бог с ней, с историей, что конфуция воспитал тигр :-) , потому что даже если это было, то было через полтысячелетия после создания нашего сосуда. но вот миф о вскармливании тигрицей оставленного матерью ребенка, гуляет по китаю практически с неолита. причем более поздняя версия этого мифа, говорит о том, что вскормленный тигрицей ребенок, потом стал то ли императором, то ли первым министром государства. тигр, как символ - это благородство и защита.
есть конечно нехилый шанс, что это тотемный зверь-страх, поедающий ребенка, но чет мне эта версия не очень нравиться - оставим на совести законченных китаеведов. :-)


источники.
английский: музей.
китайские: раз, два, три.

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тоже ра

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.