К основному контенту

очень старый нефрит

занимаясь китаем, невозможно пройти мимо нефрита. он постоянно попадается под руку во всем: языке, артефактах, ссылках, культуре, одежде.
несмотря на огромное количество ссылок по китайскому нефриту в рунете, все статьи страдают одним из двух пороков: или статья высосана из пальца сказочника, и гуляет по инету уже который год, или дают ссылки на некие предметы, которые невозможно найти или идентифицировать. данный пост - дабы закрыть этот вопрос.

начну с ссылок (собственно ими и закончу).
очень хорошая статья по истории на Синология.Ру, но иллюстрации к ничему. и довольно хорошая статья (была, сейчас не находится) на mindraw.web.ru, но история китая начинается с Мин.

сам пишу по китайскому источнику, до-Мин-скую историю, +много картинок! :-)

для начала пара важных замечаний,
которые делают все авторы пишущие про нефрит. вся история китая (да собственно всей ю-в азии) просто пронизана насквозь нефритом. китай практически не знал, и не ценил золота и серебра. место этого "презренного металла запада" занял нефрит, и остается там уже 6 тыс.лет.
второе замечание относится к самому камню. его твердость до сих пор ставит в тупик исследователей, потому что совершенно непонятно, как обрабатывали нефрит в неолите, без металлических инструментов, или хотя бы наконечников.

всю историю культуры китайского нефрита
можно разбить на 3 явно-видные и понятные части

1) мифический период.
4000-2000днэ. мифический потому что данный период пришел из устных источников (все культуры подтверждены и доказаны археологами).
в нем так же можно выделить 3 ясно видных области.

1.1) Культура Хуншань (紅山文化 4000—2500днэ). наиболее древние находки изделий из нефрита. внешне изделия выглядят как округлые простые формы, но уже понятные, непростые образы. самые известные изделия этого периода: зародыш-свинья-дракон (玉豬龍) - как символ плодородия, и орел - как посланник (почтальон) воли небес к людям и новостей про землю на небеса.

зародыш-свинья-дракон (玉豬龍). на самом деле, это милый поросенок, просто свернувшийся калачиком. возможно эмбрион. свинья была одним из первых одомашненных животных. а вот как они от этого пришли к дракону...



орел (玉鷹) - да, это орел. и что?!.. болел долго - 4 тыс.лет. :-)



1.2) Культура Лянчжу (良渚文化 3500—2100днэ). в основном находят изделия для ритуального применения. самыми частыми являются кубок конг (玉琮), диск би (玉璧), топор (玉鉞).

кубок конг (玉琮) - очень странная штука. это не кубок, хотя выглядит именно так. у него нет дна. т.е. это цилиндрический или прямоугольный массив, со сквозным отверстием. бывает высокий или плоский, украшенный орнаментом или имеющий симметричные насечки. назначение достоверно не известно.



диск би (玉璧) - тоже не совсем понятный предмет. это просто круглый диск с отверстием. отличается только и исключительно отверстием. все диски-би имеют отверстие. в остальном - даже форма зачастую не диска. а уж про декоративную обработку - их бесчисленное множество, и даже без таковой вообще (гладкий и ровный круг). чаще всего находят в захоронениях, на совершенно определенных местах скелета. предмет точно ритуальный, но смысл использования - утерян.





топор (玉鉞) - совершенно точно символ власти. практически не применялся в качестве топора. имеет размеры до 10см (обычно 5-6), и подвешивался (пришивался) на одежду главы рода. потом, позже, он будет очень красивый, но форма останется прежняя.





1.3) Культура Луншань (龍山文化 3000—2000днэ). именно эту культуру идентифицируют как предшественницу художественных работ шан и джоу. много красивых и элегантных вещей с декоративным орнаментом не только по поверхности, но и с прорезанным рисунком. тут надо еще раз остановится на твердости материала. это каменный век, обработка идет абразивами (фактически песок). сколько времени надо на то, что бы проточить отверстие, и как и чем надо работать, что бы сделать столько тонкую работу. поразительно - загадка до сих пор не разгадана. данный факт используется в качестве доказательства возможности обработки твердых материалов в дометалическую эпоху.

диск-би и топор.




2) следующий период уже исторический. один из авторов назвал его
период развития и устройства
Династия Ся (2000днэ) - Эпоха Троецарствия (220нэ).

данный промежуток времени ознаменовался развитием культуры нефрита, чему очень поспособствовал лично конфуций, который сказал, что "нефрит надо носить на себе, как знак и символ высокоблагородного человека". к концу периода, благородный муж без нефрита, чувствовал себя практически голым. конфуция не оставили одного в данном вопросе, и быстро проработав теорию вопроса, приписали нефриту 5 благородных качеств, 5 добродетелей: доброжелательность, честность, ум, храбрость, надежность (仁, 义, 礼, 智, 信).
нефрит очень активно применялся в ритуальных целях и церемониях. стандартно использовались 6 предметов, как олицетворение 6 сторон света: диск-би - небо, кубок-конг - земля, подвеска гуй - восток, мечь-чжан - юг, тигр - запад, (плоская полукруглая) подвеска-хуанг - север. часть предметов ставилась на алтарь, часть - подвешивалась на одежду.
в этот период все благородные люди обязательно демонстрировали свои 3 атрибута (подвеска-гуй, нефритовый топор и мечь-чжан), как символ власти, высокого положения и близости к небу.

тогда же появился и феникс. связано это с легендой появления шан: согласно книге стихов "ода шан", священная птица (феникс) была послана с небес и родила первого императора шан. птица с драконом стала вообще излюбленной темой для художественных работ. феникс и дракон стали показателем власти и близости к семье императора.

смотрим шанские артефакты.
тигр, который запад.




мечь-чжан, который юг.


птица-феникс.


и немного фигурок. у последней - это не заводной ключ, а сложный бант на спине. :-)


после шан были джоу и сверкнувший яркой звездой цинь (ши хуан-ди).


период борющихся царств (второй - диск-би, как он изменился)



подвеска-хуанг



и наконец хань, как высшая точка развития древнего искусства работы с нефритом.



мастерство достигло высочайшего уровня. тонкость и сложность работ практически современная. все, техническое развитие закончилось, и началось именно искусство. но тут случилось..

темные века.
тут случился развал империи. китай перестал быть державой, и стал территорией интересов разных групп и личностей. не только месторождения нефрита, но и пути поставок были потеряны. сам нефрит стал очень дорогой, и каждое изделие было на самом деле драгоценностью. период между 220 и 618 имеет очень мало примеров китайского нефрита.

период искусств.
наконец пришла династия тан. один из первых императоров питал слабость к нефриту, и один из осознанных шагов был именно по захвату контроля за месторождениями и поставками нефрита. развитие культуры нефрита не прерывалось до окончания императорского китая, до начала 20-го века.

большое количество художественных изделий с точной датировкой, можно посмотреть здесь. но там большей частью именно новые, после-минские изделия.



p.s.1 лечебные свойства нефрита угробили одного принца, который лежа на нефритовой кровати, простудился и умер, а его отец "наказывал" нефрит.

p.s.2 английское название jade - основа названия минерала jadeite (жадеит). это не нефрит, он тверже и попал в китай уже в поздние времена, после мин. но более красив и менее распространен (практически все время, китай получал жадеит из единственного месторождения). а вот что произошло из чего, какое слово из какого - сейчас уже не известно. но jadeite - это точно не нефрит, который как раз jade (по-английски).

p.s.3 иероглиф царь (王), отличается от иероглица нефрит (玉), только точкой в нижней правой части. она именно обозначает нефритовый знак (топор или диск) на одежде императора.


ссылки: исходная публикация, продолжение. хорошая статья на synologia.

Популярные сообщения из этого блога

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тоже ра

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.