К основному контенту

свиток про свиток, от императора к каллиграфу.

еще одна работа, которую приписывают классику древней китайской живописи - Янь Либэню.
проблема в очень спорной атрибуции свитка, и все попытки натянуть возраст работы, наталкиваются на горы критики (видимо этим объясняется минимальное количество источников, которые в принципе можно нарыть в инете). но нельзя не признать, что даже если это не копия оригинальной работы, а просто подражание, автор довольно точно попал в "руку" мастера.

русский: Сяо И пытается выманить Свиток Павильона Орхидей
китайский: 萧翼赚兰亭图
английский: Xiao Yi Trying to Swipe the Lanting Scroll
автор: Янь Либэнь (閻立本 600-673)
тушь и краски по шелку. 27.4 x 64.7 см.
национальный императорский музей, Тайбей, Тайвань.



свиток довольно интересен предысторией.

1) самый правый на картине - Сяо И (蕭翼), правнук императора Юань-ди (元帝 552-555), южно-китайской династии Лян (梁 502-557), занимавший высокое общественное положение при императоре Тай-цзуне (太宗 599–649, второй император династии Тан - самый почитаемый император Китая). есть серьезная такая историческая версия, что Янь Либэнь лично знал Сяо И, т.е. в данном случае мы имеем прижизненный портрет чиновника.

2) на картине изображен исторический факт, как Сяо И уговаривает отдать ему свиток "Стихотворения, сочиненные в Павильоне орхидей" (兰亭集序), после чего, знаменитый сборник древней каллиграфии перемещается из монастырской кельи в императорское хранилище. хотя и это ему не помогло, до наших дней дошли только отдельные части свитка.

3) внимание на левую часть картины - там заваривают чай! еще раз смотрим датировку работы. поклонники напитка должны быть в полном восторге. :-)

как обычно у Янь Либэня, все фигуры харАктерные, и прописаны замечательно. монах в центре на стуле - мудрость, отличается от стоящего монаха - послушание. главный герой, самый правый (начало повествования), хоть и изображен в форме смиренного просителя, все же имеет довольно ярко выраженный высокий социальный статус и лицо, присущее человеку в его положении - выражение глаз, форма бровей-усов-бороды.

нырнем опять в предысторию. конец 4-го века нэ.
Ван Сичжи (王羲之 303-361) — китайский каллиграф. Служил при дворе, дойдя до должности полководца. Его оригинальные работы не сохранились, но дошли в позднейших копиях. Был прозван «Богом каллиграфии», превратился в героя популярных рассказов.
Наиболее знаменитое произведение Ван Сичжи — предисловие к антологии «Стихотворения, сочинённые в Павильоне орхидей», написанное в 353.

а история была такая. в 353-м году, в день Фестиваля Весеннего Очищения, литераторы собрались на берегу реки, наблюдать Водный фестиваль. и так была прекрасна природа, и хорошо так лилось вино, что затеяли они "игру с плавающим кубком". смысл в том, что кубок с вином пускают по воде, и к кому он ближе остановиться, тому и должно его выпить и написать стихи. в конце концов, 26 участников, написали 37 стихотворений. среди которых несколько раз встречается пример каллиграфии именно Ван Сичжи.

Помимо каллиграфических достоинств, «Стихотворения, сочиненные в Павильоне орхидей» прославилось благодаря интересу, проявленному к нему вторым императором Тан (Тай-цзун), большим поклонником Ван Сичжи: в поисках оригинала, он организовал серию сыскных кампаний, которая стала основой картин, новелл и пьес. именно этот сюжет изображен на свитке.

источники.
русский: про автора, каллиграф.
английский: раз, два, три, четыре.
китайский: раз, два.

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт...

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тож...

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.