К основному контенту

опять лошадки

заказывал книгу "How to Read Chinese Paintings". привезли, сижу читаю.
хороший такой добротный учебник йельского университета, написанный по экспонатам метрополитен музея искусств в нью-арке. неожиданно для меня, оказалась альбомного формата. все иллюстрации hd, и гораздо лучше, чем на компьютере. но все же свиток разбивают на несколько страниц, и даже так показывают не весь, а только отдельные фрагменты.

все же для меня остается загадкой, почему китай, до момента столкновения с европейской традицией, так и не пришел к "фотографической" живописи. заказ был (надо было делать документальные зарисовки по команде начальства), школа была (я бы даже сказал много-столетняя преемственность), но китайцы так дрожали над своими традициями, что каждый шаг в сторону воспринимался исключительно как ошибка и отсутствие мастерства.

русский: девять лошадей
китайский: 九馬圖
английский: Nine Horses
автор: Жэнь Жэнь-фа (任仁发 1255-1328)
31.3 x 261.6 см. водные краски по шелку.
Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, Соединенные Штаты.

Nine Horses 002

работа лежит у меня уже давно. проблема ровно в том, что я написал выше. автор позиционируется как ученик знаменитого танского художника - Хань Гань (韩干 715-781). мы с ним встречались в двух работах: "Выпас лошадей" и "Молния в ночи". внимание на даты, ученик жил на пол-тысячелетия позже учителя. при этом ученик превзошел учителя только в использовании цвета. в остальном Хань Гань смотрится как-то профессиональнее того, кто родился на 500 лет позже.
в оправдание можно сказать, что Жэнь Жэнь-фа был все же не профессиональным художником, а профессиональным бюрократом.

а вот тут как раз история интересная. наш герой успешно сдал экзамен на пост чиновника, и был готов занять правительственную должность, но тут незадача, пришли монголы и произошла "насильственная смена династий" - ну победили, короче, степняки китайцев. случай не первый и не последний, но тут как-то все было плохо. новое правительство разделило всех жителей поднебесной на несколько уровней: правящий класс, некитайцы (среднеазиаты), китайцы, южные китайцы. именно в таком порядке, сверху-вниз. "южнокитаец" не мог даже надеяться на то, что он займет любую официальную должность. но наш герой, несмотря на свое происхождение, сначала занял необычно высокий "пост заместителя главного инспектора ирригационных сооружений (...и оставил после себя научный труд по гидротехнике)", а потом вообще пошел на высокую руководящую должность - губернатора на юго-восток.

странно это все, при том режиме жесткой сегрегации. наверно человек был талантлив во многих делах, не только в ловкости кисти по свитку. неожиданно русскоязычная вики подкинула версию, которая не подтвердилась другими источниками, но очень похожа на правду: "Дочь Жэнь Жэньфа вышла замуж за чиновника центральноазиатского происхождения, принадлежавшего к семейству Канли. Это семейство активно помогало установлению новой монгольской администрации в Китае". дочь всегда была капиталом на востоке.

лошадей на самом деле 9. все разные. не только в разных ракурсах, но и прорисовка разная, некоторые получились лучше, другие не так хорошо. людей можно разглядывать в чисто историческом плане - костюмы точно воспроизводят время. в центре, черно-белая, какой-то знаменитый скакун. так и не понял, что за "звезда", но китайцы называют его по имени, и приписывают любовь императора. ну и обычная связь "монголы-лошади", у данного автора заметна довольно сильно. почти все сохранившиеся работы на эту тему.

возвращаясь к книге, которую я сейчас читаю. первый раздел - упомянутая мной в начале "ночная молния" Хан Ганя. все же рекомендую сравнить работу "учителя", за 500 лет до этого, и работу европейца, уже при других кочевниках, еще через 400 лет. но ничего не могу поделать, работа в американском музее, и значит совершенно точно шедевр. :-)

p.s. и вообще мне эти лошадки, больше напоминают "быков". :-)


источники.
русский: wiki, synologia.
английский, и еще.
китайский: раз, два, три, четыре, пять.

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт...

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тож...

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.