К основному контенту

а вот кому царя-ымператора!

очень интересный экземпляр, еще один свиток, который китай считает утраченным национальным достоянием. нигде не нашел судьбу артефакта. как он попал в америку, если большинство китайских древностей уехало прямым путем в британию, для меня осталось загадкой.

UPD: с большой вероятностью, в 1912 году приобрел в Китае японский учёный и специалист по искусству Окакура Какудзо (1862—1913) для Музея Изящных Искусств Бостона, США.
так что - все чисто. у китая там какие-то бешеные штатовский долги в активах - можно выкупить. :-)

вторая странность, что информации по картине гораздо больше на английском, чем на китайском. китайцы просто дают ссылку на свиток, сканы, описание в 20 строк, из которых 10 - про автора. и все. непроходящее ощущение, что признавая исключительность работы, они считают ее не совсем... приличной что-ли. за эту версию то, что на свитке нет подписи автора, и ни одной печати владельца в поле изображения.

русский: Тринадцать императоров (другой вариант: Властелины разных династий)
китайский: 歷代帝王圖
английский: The Thirteen Emperors
автор: (с большой вероятностью приписывают) Yan Liben (閻立本 601-673)
тушь и краска по шелку. 51.3x531см.
Музей изящных искусств, Бостон.



скорее всего, данный свиток - очень хорошая копия 11 века, на работу 7 века, которую и приписывают Янь Либэню, чиновнику династии тан, и одному из столпов китайской старой живописи. но есть некоторое количество профессионалов, которые считают, что это именно единственная сохранившаяся оригинальная работа автора.



существовала некая традиция, когда на стенах императорского дворца, писали лики императоров прошлого в назидании императору настоящего. причем там обязательно были не только "марск-энгельс-ленин", но и те, кого считали отрицательными персонажами. император как-бы должен был смотреть на лица предшественников, и вспоминать достойные деяния и глупые ошибки, гениальные или фатальные решения и приказы. свиток писался в том же смысле, но, доступный большему количеству "читателей", он должен был так же заинтересовать изучением истории. надо сказать, что изображены не самые известные представители разных династий. а некоторая часть свитка вообще представляет загадку для исследователей.


ключевые моменты

1) фигуры императоров изображены больше по размеру, чем окружающие герои.
"Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока" (Виноградова, Николаева)
Фигуры правителей возвышаются над слугами подобно божествам, их бесстрастные лица отмечены печатью торжественности, воплощая отвлечённый идеал мудрости. Каждый император наделён атрибутами и символическими деталями одежды, которые характеризовали качества, приписываемые ему традицией. Позами, жестами, высоким достоинством облика, преувеличенным по сравнению с другими персонажами масштабом фигур художник стремился дать не столько индивидуальную, сколько социальную оценку человека.


2) лица и одежда императоров, а так же фигуры окружающих, очень выразительны и являются частью описания главных героев. собственно каждую часть можно описать с помощью именно атрибутов: выражение лица, одежда, окружающие.
и еще, физиогномика и сейчас в китае играет не последнюю роль, а уж "в те времена" лицо на картине подправлялось в точном соответствии с законами данной науки.

3) части идут в хронологическом порядке правления, справа-налево. за редким исключением. например 7-я часть должна быть 9-й.
большинство исследователей склоняются к мысли, что это небрежность "монтажера" (свиток монтировался зачастую не самим автором). если это копия, то вообще может быть что угодно. но есть еще версия, что свиток реставрировался, и напартачили в этот момент. самая интересная идея в том, что именно так и было задуманно автором. вообще, некоторые ошибочные детали на свитке, наводят на мысль о преднамеренности. некий аналог "найти 10 отличий", для интелектуалов.


фрагменты.

(от первого императора обьединенного китая до первого героя свитка - 10 императоров и больше 100 лет)


1 фрагмент) Сяочжао-ди, Чжао-ди (孝昭帝 94—74днэ), династия Хань.
последний сын действительно выдающегося императора У-ди (漢武帝 140-87днэ). жалко папу, но первый (самый правый) фрагмент свитка про его сына.
мальчик родился, когда папе было уже 62 года, и рождение было воспринято не иначе, как подарок неба. прямой наследник трона поднял востание (говорят, тут не обошлось без добро-советчиков), и был убит. после чего чжао-ди был обьявлен наследником. перед смертью, у-ди приказал убить мать мальчика, что бы она не влияла на сына, что и было сделано. в возрасте 8(!) лет чжао-ди вступил на престол.
тут стало понятно, что не мама была ключем к власти. 2 "околотронных" клана конкурировали за власть в стране и влияние на печать сына неба. история закончилась победой одного из кланов, когда молодому императору было 14. 
а когда ему было 12, вдруг обьявился неожиданно восресший лже-брат, и заявил свои права на престол. востание, понятно, было подавлено.
только в возрасте 18 лет, чжао-ди смог избавиться от опеки, и таки начать править китаем. странно, но через 3 года он умер.

одна из немногих фигур на свитке, которая лишь слегка возвышается над сопровождающими чиновниками. простое платье и черная шляпа - явно одежда простолюдинов. явно выражен жест рукой, значение которого я не понял, а толкование не нашел. :-(
еще одна деталь: одежда императора и его спутников - периода южных-северных династий, более позднего, чем хань. ошибка автора?..

001


(прошло еще 8 сынов неба и чуть меньше 100 лет)


2 фрагмент) Гуан У-ди (光武帝 5—57нэ). Первый император поздней династии Хань.
(wiki) Энергично возобновил начатые неудачливым Ван Маном реформы, направленные на укрепление государственной власти и ослабление элиты на местах. Раздал народу почти всю землю, конфискованную у богатых, радикально снизил налоги, освободил частных рабов. В начале правления окончательно подавил восстание краснобровых, которое и привело в итоге к восстановлению Хань. Вёл активную военную политику, подавил восстание сестёр Чынг в завоёванном ранее Вьетнаме.

дальний потомок императора, рос и воспитывался как сирота. детский годы провел в нужде. вырос и достиг власти, став военачальником против узурпатора власти в западной хань. замечательный человек, яркая судьба. согласно официальной истории, он был открытый, трудолюбивый, и подверженный конфуцианству человек. что нам показывает художник? собственно именно это: нежная улыбка, светлые глаза, правильная фирма бровей и губ. он серьезно выше своих спутников и одет в официальный императорский костюм для специальных приемов. собственно не хватает только надписи для тупых: "вот достойный сын неба".

002


(если правильно посчитал - разрыв в 13 императоров и 150 лет.
дальше идет группа не только современников, но и людей хорошо знавших друг друга. они враги.)



3 фрагмент) Цао Пэй (魏文帝 187–226), великий китайский поэт и военачальник. Сын Цао Цао, основатель династии Цао Вэй.
принял наследие своего отца, который формально не стал императором, хотя фактически был им. также был выдающимся поэтом и литератором.
каноническая традиция считает его не только великим императором, но и талантливым поэтом. при этом он подвергается критике за убийство жены, и месть ближайшим родственникам по неким незначительным причинам. гм... если "незначительные причины" - это претензии на престол, то...

рассмотрим портрет. нахмуренные брови, багровое лицо, под мышкой - рукоять меча. я бы сказал, что выписан агрессивный самодур. интересно, от него отвернулись его "графические соседи".

003


4 фрагмент) Сунь Цюань (吳大帝 182—252), первый правитель У.
наследовал престол в 18-летнем возрасте. Он вступил в союз с основателем царства Шу, Лю Бэем, и нанёс поражение стремившемуся к всекитайской гегемонии Цао Цао в битве у Чиби. После этого он решил разделаться с недавним союзником и повел войска на царство Шу. В 219 г. решился провозгласить себя императором под тронным именем Да-Ди.

традиционно хорошо изображается в исторических текстах. художник рисует полное лицо, с нежной улыбкой и боксерской челюстью. в руке - веер, не мечь, и не жезл.

004


5 фрагмент) Лю Бэй (刘备 162—223) — один из наиболее могущественных полководцев эпохи Троецарствия и создатель западнокитайского царства Шу.
(wiki) Вырос в нищете, плел обувь из соломы, зарабатывал на жизнь. Выдвинулся благодаря удачным действиям против мятежников.
на протяжении жизни испытывал много взлетов и падений. В 191 году Лю Бэй, откликнулся на призыв Цао Цао собрать коалицию против Дун Чжо...В 199 году Лю Бэй взял всадников у Цао Цао и пошёл в поход против могущественного правителя Юань Шу.... Цао Цао не понравился взлёт Лю Бэя в глазах всего государства и он во главе армии числом в 150000 человек стал преследовать Лю Бэя. Лю Бэй в свою очередь отступал на юг. Крестьяне толпами следовали за его армией и число отступающих вскоре тоже стало исчисляться сотнями тысяч. Лю Бэю всё же удалось оторваться от конницы Цао Цао.
В 208 г. Лю Бэй в союзе с Сунь Цюанем (основателем царства У) разбил Цао Цао в
битве у красной скалы. Эта победа позволила ему овладеть восточной частью ханьских земель, включая хлебную провинцию Сычуань. Своей столицей Лю Бэй избрал Чэнду в верховьях Янцзы, а династию именовал «малой Хань». После его смерти и смерти в 234 г. выдающегося политика царства Чжугэ Ляна она просуществовала недолго, всего лишь до 263 г.


портрет изображает мягкого старика с нахмуренными бровями, встревоженными глазами и выразительными морщинами. один из министров повернулся к нему, как бы показывая то, что герой умел сходиться и ладить с людьми, легко привлекал друзей и соратников.

005

5 повернулся к 4, безмолвно вопрошая: жалеешь, что не убил меня еще там, у красной скалы? 2 врага, на время ставшие союзниками, перед лицом серьезнейшей угрозы, нежно смотрят друг на друга.

что же обьединяет наших 3-4-5 героев? Цао Цао, один из величайших правителей китая, человек, который вторым, после цинь шихуан ди, мог обьединить всю поднебесную, но не смог сделать этого, по причине, которую уже несколько столетий изучают в военном искусстве. кстати, если бы он победил, то в учебники битва бы не попала, поскольку у него было кратное преимущество в людях.

так вот 3-й - его сын, 4-5 - враги, которые обьединившись, смогли отбить южную компанию великого императора. и только все втроем, они смыслово заменяют великого человека.


(прошло еще около полу-века и с десяток императоров в 3-х царствах китая)


6 фрагмент) У-ди (晉武帝 236–290), первый император династии Цзинь. закончил период троецарствия и обьединил Китай.
успешно развивал экономику и востанавливал страну после обьединения и окончания внутренних войн.
(wiki) У-ди известен своими несдержанностью и сладострастием. В легендах упоминается, что у него было 10 тысяч наложниц.
Как правило, У-ди изображается щедрым и добрым, но и расточительным правителем. он стал чрезмерно терпимым к коррупции благородных семей и расточительности. одаривал властью своих дядей, двоюродных братьев и сыновей. кто бы сомневался, что после его смерти это привело к дестабилизации династии, войне восьми князей и восстанию У Ху, которые почти уничтожили династию Цзинь.

Сыма Янь изображается как зрелый мужчина средних лет, уверенный и твердый, в императорском облачении.

006


(прошло почти 300 лет и где-то с сотню правителей)

следующая группа задает больше всего вопросов. почему не вразумительное, с исторической точки зрения, формирование, под названием династия Чэнь, сподвигла автора изобразить не только представителя, но (персонажи 7-10 - родственники) практически всю династию целиком? причем, тоже интересно, кроме основателя династии, и реально самого яркого члена семьи.

по поводу династии, в рунете практически 10 строк.
Династия Чэнь (陳朝 557—589) — четвертая и последняя из Южных династий в Китае, уничтожена династией Суй.
На момент основания династии императором У-ди, ее позиции были чрезвычайно слабы, она владела только небольшой частью территории предшествующей династии Лян, и та была опустошена войнами, приведшими к падению Лян. Однако преемники императора У-ди, Вэнь-ди и Сюань-ди, были способными правителями, и государство постепенно крепло и усиливалось, сравниваясь в силе со своими соперниками, Северной Чжоу и Северной Ци. Однако после того как Северная Чжоу уничтожила Северную Ци в 577 г., Чэнь оказалась загнанной в угол. Еще хуже было то, что ее последний император Чэнь Шубао (Хоу-чжу) оказался некомпетентным и нестрогим правителем, и Чэнь в конце концов была уничтожена империей Суй, сменившей Северную Чжоу.

Китайская традиция сохранила самые неблагоприятные воспоминания. Своей жестокостью, распущенностью и деспотизмом они превосходили всех других правителей Китая. Вэнь-ди хронисты характеризуют как свирепого убийцу, а его племянника Хоу-чжу — как развратного самодура.



7 фрагмент) Сюань-ди (宣帝 530-582). фактически последний император династии чэнь (569—582).
(по хронологии правления, этот персонаж должен быть 9-м.)
безжалостный император был большим поклонником буддизма, до такой степени, что ежедневно беседовал со своими министрами на темы дхкармы. на фрагменте, кроме пары чиновников, его окружают еще 8 фигур, по-видимому - колдунов, судя по головным уборам. и судя по тому, что именно эти люди держат паланкин и опахала, они были гораздо ближе к сыну неба, чем кто либо еще. у пары чиновников в руках свитки (знак учености).

император представлен с опухлым лицом и мутными глазами. в черной одежде и странном головном уборе. в руках он держит жезл руи(?) - удачи и исполнения желаний.

007


8 фрагмент) Вэнь-ди (文帝 522-566). получил мандат неба от своего дяди.
в период правления, государство процветало экономически. проводил политику бережливости, поддерживал буддизм и даосизм. его сопровождает пара женских фигур (наложницы или прислуга?). причем одна из девушек смотрит в другую сторону, явно на соседнего персонажа. на кого она смотрит? предположим, что в последовательности героев ничего не перепутано. тогда она смотрит на...гм...племянника(или двоюродного брата?) своего императора?!.

по официальной версии, был спокойный и умный, красивый с элегантными манерами. так и выписан: нежный, тихий, чувствительное лицо и устойчивая поза. так же  держит тот же жезл удачи и исполнения желаний в руках.

008


9 фрагмент) Фэй-ди (廢帝 554-570).
унаследовал трон, в возрасте 13 лет. в 15 - передал мандат неба своему дяде (7 фрагмент), и еще через 2 года умер. похоже не все слава богу с детской смертностью в императорских семьях.

персонаж маленького размера. что странно: умер юношей, но изображен взрослым человеком. у него за спиной так же пара женских фигур. но жезл удачи и исполнения желаний в руках не у императора, а у девушки! 
предположим, что в 8-9 фрагментах, выделеная женская фигура - один и тот же человек... все, империю сгубила баба! :-)

(по хронологии, здесь должен быть 7-й персонаж)

009


10 фрагмент) Хоу Чжу (後主 553-604). последний император династии Чэнь (583—589). 
воспитывался во дворце, в женском окруженный. знаток искусства и музыкант, но катострофический дилетант в военном деле. в результате, просто отдал свою державу соседям в 589.

изображен как человек, одетый в розовую  одежду и черную шляпу, обычный костюм простолюдинов в повседневной жизни. поднимает правую руку ко рту(женский жест), и сентиментальное выражения лица - по-видимому, трагический персонаж.

010


(откатываемся назад на 20 лет и прыгаем с юга на север)


11 фрагмент) У-ди (武帝 543–578). Император Северной Чжоу (561—578).
еще одно политическое образование, созданное амбициозным военначальником.
(wiki) Основание власти Северной Чжоу было положено главнокомандующим Западной Вэй, в годы раздела империи Северная Вэй. его племянник Юйвэнь Ху основал династию Северная Чжоу. Царствования первых трех императоров — Сяо Минь-ди, Мин-ди и У-ди, — прошли под реальной властью Юйвэнь Ху, до самой его смерти в 572 г. (он был убит, попав в засаду, устроенную императором У-ди, который с этого времени стал править самостоятельно).

Под властью способного императора У-ди Северная Чжоу в 577 г. уничтожила своего соперника — империю Северная Ци, присоединив ее территорию. тем самым, он воссоединился Северный Китай и положил начало объединению Китая в следующей династии Суй.


знаменит так же преследованием буддизма, уничтожения буддийских храмов и конфискацией имущества храмов в пользу армии и государства (храмы накопили много сокровищь и сконцентрировали людские ресурсы в результате статуса государственной религии - имели освобождение от налогов). один из самых известных случаев разрушения буддизма в китайской истории и ограничения влияния религии на политику.

официально, династия прекратила свое существование в 581 году...прошло 9 лет, после смерти Юйвэнь Ху, который вел страну 21 год, и прошло 3 года, после смерти человека, который убил Юйвэнь Ху, и видимо самого достойного правителя, из всей последовательности сынов неба северной чжоу.

изображается в виде старца, с черной густой бородой и морщинистым лицом, хотя в реальности он умер в 35 лет. персонажи 10-11 стоят друг перед другом, ярко контрастируя, как бы сталкиваются друг с другом. один суровый, решительный и жесткий, в парадном одеянии императора, второй деликатный, меланхоличный и слабый, в одежде простолюдинов.

6-го персонажа тоже звали у-ди.

011


(прошло 3 года и несколько императоров в разных частях китая)


12 фрагмент) Ян Цзянь (隋文帝 541–604). основатель династии Суй (581—618). 
был полководцем государства Северная Чжоу (557—581). был регентом при малолетнем императоре. заставил подопечного отречься от престола и сам стал императором. свою новую империю он назвал Суй. В 589 году Ян Цзянь предпринял поход на юг и уничтожил династию Чэнь, чем положил конец 300-летней раздробленности Китая.

развивал экономику и культуру, и реформировал правительство, чтобы сделать его более эффективным. при его правлении была сформирована система отбора должностных лиц по их заслугам, а не династическому роду. система экзаменов просуществовала более тысячи лет, и оказала глубокое влияние на китайское общество. 

улыбающееся лицо выглядит мягким, с красивыми глазами и аккуратными бровями, что соответствуют историческим записям о его доброте и спокойствии.

012


(так же, как Северная Чжоу была предвесницей обьединения Китая для Суй, так и царство Суй не сложилось в империю, но предвестило великую империю Тан. следом - наследник, а фактически - могильщик династии.)


13 фрагмент, последний) Суй Ян-ди (隋煬帝 569–618). второй император китайской династии Суй (604—617).
(wiki) завершил крупные инженерные проекты, в частности — строительство Великого канала руками 2 миллионов рабочих. Он способствовал реконструкции Великой китайской стены, которая унесла жизни 6 миллионов человек. Во времена его правления 8 миллионов китайцев были заняты на строительстве императорских дворцов, дорог, осадной техники и кораблей. пытался расширять границы своей империи, но делал это неудачно. Завоевание южновьетнамской государства провалилось из-за потери армии, которую уничтожила малярия, а три неудачные кампании против корейского государства, истощили казну и повлекли гибель 3 миллионов солдат.

Чрезмерные строительные планы и внешнеполитические амбиции императора вызвали народное восстание в Северном Китае. Монарх попытался спастись на юге, но был задушен своим генералом. Неудачная политика правителя стоила жизни не только ему самому, но и его династии, которая прекратила существование в 618 году.
В китайской историографии и литературе император Ян изображается как один из крупнейших тиранов в истории Китая.


на картине лицо выглядит слабым и опухшим, и тело явно имеет лишний вес. по официальной историографии, демонстрировал, что живет простой жизнью, хотя на самом деле был коварен и любил роскош.

013



итог

понимаю, почему работа не подписана, а китай ее как-бы стесняется. половина персонажей - позорно слили наследие своих великих предков. а лучшая часть свитка - отличилась убийством своих родственников и предательством бывших начальников. в целом, все же мне кажется, что это некая разминка для исторической памяти читателя (в те времена, и разминка для гугла сегодня :-) ). потому что большие части никак не вяжутся между собой, и только отдельные группы персонажей имеют смысл на одной странице.

тем не менее, исключительный пример графики династии тан, сохранившийся в приличном качестве, даже если это копия 11-го века.




очень приличная статья по автору на синологии
по свитку хорошая статья на английском
скан в приличном разрешении тут и тут
отдельно императоров в hd можно посмотреть тут


и еще одни hd-скан тут.

Популярные сообщения из этого блога

протоколы сериала Путешественники (Travelers)

смотрю сериал Travelers. в какой-то момент мне надоело слышать упоминание разных протоколов, и я решил найти список. оказалось, что про этот сериал очень мало в рунете, несмотря на высокую оценку в кинопоиске . но есть статья на английском . Протокол Альфа Высший приоритет. Протокол Альфа требует, чтобы все Путешественники сделали все возможное для решения данной проблемы. Протокол 1 Миссия на первом месте. Это означает, что нужно все отложить в сторону. Путешественник должен быть предан миссии, и это должно быть самым важным. Завершение миссии - единственная задача, которая действительно имеет значение. Все, что вы делаете как Путешественник, должно как-то способствовать достижению цели миссии. Протокол 2 Никогда не подвергайте опасности свое прикрытие. состоит из двух частей: Не называйте друг друга будущими именами «Оставьте будущее в прошлом». Не используйте будущие знания для личной выгоды. Любая из этих вещей может означать, что люди узнают, что с вами что-то не так, чт...

android эмулятор, картинка в камере

 редко пишу о рабочих моментах. но тут очень специфичная штука, которая редко бывает надо, но про нее почти нет ничего. вводная: разрабатываем андроид-приложение в котором используется камера. работа на виртуальной машине - там нет своей камеры. если включить камеру в эмуляторе - она показывает комнату, где есть телик и стол, на которые можно наложить свои изображения. и вроде как есть управление перемещением. https://developers.google.com/ar/develop/java/emulator но я долго мучался и так и не смог победить эту комнату. :-) поэтому нам подходит другой путь (третий ответ по этому линку) https://stackoverflow.com/questions/13818389/android-emulator-camera-custom-image 1) идем в C:\Users\{user}\AppData\Local\Android\Sdk\emulator\resources\ 2) закидываем туда свою картинку custom.png 3) меняем Toren1BD.posters на такое poster custom size 2 2 position 0 0 -1.8 rotation 0 0 0 default custom.png 4) включаем камеру в эмуляторе - наша картинка висит прямо перед нами. горячая замена тож...

Символика цвета в Древнем Китае

http://diary.ru/~Lycorias/p31554935.htm М.Е. Кравцова Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.